Многие бандиты слепо подражают кумирам из любимых фильмов. Что из этого может выйти — в нашей статье.

Сила искусства

Иногда художественные произведения формируют реальность. Так, Роберт Стивенсон придумал «чёрную метку» — и со страниц «Острова сокровищ» она шагнула в жизнь.

Но важнейшим из искусств для нас по-прежнему является кино, и некоторые фильмы оказали серьёзное влияние на оргпреступность. В первую очередь культовыми фильмами стали «Крёстный отец» и «Однажды в Америке».

Марио Пузо (которого у нас облагородили до Пьюзо) создал очень привлекательный образ коза ностра. Как отмечал Тони Бенаквиста, произведение стало новым «евангелием» мафиози: эта книга превратила их из животных и психопатов в легендарных гангстеров.

Тогда ещё не было видеомагнитофонов, и бандиты по много раз ходили в кино, чтобы рассмотреть, какие бренды одежды носят их кумиры. Копировали не только манеру одеваться, но и говорить. В своём кругу мафиози любили разыгрывать сцены с диалогами из «Крёстного отца». Если раньше некоторые из них только и делали, что матерились, то теперь повторяли священные фразы про «предложение, от которого невозможно отказаться».

Фильм облагородил мафию — и задал идеал, к которому мафиози должны были стремиться.

Как Стивенсон придумал «чёрную метку», Пузо ввёл в оборот и «крёстного отца». Если раньше в Южной Италии главу семьи или члена клана называли «собратом», то после выхода фильма терминология изменилась.

Копирование продолжается и сейчас. Итальянский писатель Роберто Савиано, автор книги о неаполитанской оргпреступности — каморре, отмечал, что боссы в начале XXI века обзавелись женщинами–телохранителями, которые выглядят как Ума Турман в фильме «Убить Билла». У них, как правило, коротко стриженные светлые волосы и ярко-жёлтый комбинезон. Иногда ограничиваются какой-то жёлтой деталью гардероба — но она обязательно должна быть.

«Криминально чтиво» (1994)

Некоторые каморристы любят цитировать «Криминально чтиво». Более того, они стали даже подражать киллерам из фильмов Тарантино и во время перестрелок держат ствол не ровно, а плашмя, как их герои.

Кто-то из боссов внешне подражал главному герою фильма «Лицо со шрамом», кто-то — герою фильма Брэндона Ли «Ворон».

По мнению Савиано, примеряя на себя узнаваемую голливудскую маску, мафиози идут кратчайшим путём к превращению себя в фигуры, внушающие страх.

Ещё одним культовым фильмом стал «Однажды в Америке». Но это творение Серджио Леоне не было понято. Там, напомню, три периода — 20-е, 30-е и 60-е. И когда фильм перемонтировали в хронологическом порядке, режиссёр устроил скандал. По его задумке, жизнь главного героя заканчивается в опиумокурильне, где его находят и убивают люди из синдиката (на который эта банда, собственно и работала). А 60-е — встреча с любимой девушкой, возвращение пропавшего общака и месть другу молодости — это лишь опиумные грёзы.

Де Ниро в «Однажды в Америке» (1984)

Правда, позже режиссёр в интервью сказал, что допустимы оба восприятия фильма. Лапша, которого играет Де Ниро, воспринимается как талантливый self-made man — ещё один образец для подражания. И люди хотят видеть пусть грустный, но хеппи-энд.

Правильные пацаны

А вот фильм «Славные парни» (по другой версии — «Правильные пацаны») мафиози не любят, поскольку он показывает их в неприглядном свете. Точнее, он показывает американскую cosa nostra глазами Генри Хилла (в фильме его сыграл Рей Лиотта).

Кадр из фильма «Славные парни» (1990)

В разных «семьях» в США правила отличаются — одни в свои ряды принимают только чистокровных итальянцев, у других допустимы полукровки, если итальянцем является отец. Генри Хиллу не повезло с анкетными данными: у него мать была итальянкой, а отец — ирландцем, поэтому из-за своего происхождения стать полноправным мафиозо он не мог. В довершение этого Генри, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм.

Центральная история — ограбление бандой ирландского гангстера Джеймса Бёрка терминала «Люфтганзы» в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Из-за своего происхождения Бёрк также не входил в мафию, но сотрудничал с ней. Тогда, в декабре 1978 года, по наводке Генри Хилла в аэропорту было похищено около шести миллионов долларов.

И если раньше страховые компании закрывали глаза на то, что у них воруют какую-то мелочь, то эта история получила резонанс — и полиция всерьёз за неё взялась.

Арестованный Бёрк

Практически все участники ограбления были вскоре убиты — видимо, их устранил Бёрк. Тем временем Генри Хилл попался на торговле наркотиками. По его версии, во всём была виновата его любовница, она же — партнёр по бизнесу. Женщина не мыла посуду после того, как использовала её для взвешивания и расфасовки героина. Ей также лень было дойти до телефонного автомата — она звонила с домашнего телефона, который прослушивался. Чтобы избежать большого тюремного заключения, Хилл пошёл на сделку со следствием. Он попал в программу защиты свидетелей и дал показания на Бёрка, который навсегда уехал в тюрьму. По иронии судьбы ограбление «Люфтганзы» раскрыть так и не удалось.

Эта же история показана в фильме «Большое ограбление» (The Big Heist). Там она подаётся глазами Джеймса Бёрка, которого сыграл Дональд Сазерленд. В «Славных парнях» эта роль принадлежит Роберту Де Ниро (правда, там гангстера переименовали в Джимми Конуэя).

Дональд Сазерленд в «Большом ограблении»

Автор книги о Генри Хилле Николас Пиледжи написал сценарий и для фильма, поэтому они не сильно отличаются. Но он был излишне доверчив к словам своего героя. Пиледжи пишет, что Генри Хилл благодаря своим талантам затем стал преуспевающим бизнесменом. И в книгу, и в фильм не вошло то, что он остался драгдилером, — просто работал под прикрытием ФБР.

Паломничество

Многие места, показанные в культовых фильмах, превращаются в пространства для паломничества киноманов. Так, власти и жители городка Фарго выражали недовольство тем, что к ним зачастили странные люди.

Дом, где в сериале «Клан Сопрано» жил главный герой, впоследствии выставили на продажу по цене, превышающей кадастровую вдвое. А дом, где жил Пинкман в начале сериала Breaking Bad («Во все тяжкие»), — втрое, несмотря на разрушенный пол в ванной комнате.

А что делать, если дом твоего кумира недоступен?

Вальтер Скьявоне, один из боссов каморры, очень любил «Лицо со шрамом» и стал отождествлять себя с Тони Монтана. Поэтому он заказал себе строительство роскошной виллы — копии дома главного героя фильма. После ареста мафиозо её конфисковало государство, но по приказу босса его подручные разрушили дворец — они ободрали облицовку, а затем устроили пожар.

Вилла Съявоне (уже не в лучшем виде)

Не доставайся же ты никому!

Но фильмы задают и иную моду. Метамфетамин называется ice, потому что он прозрачен как лёд. Ну, или слегка мутноватый. Но по сюжету сериала Breaking Bad главный герой, Уолтер Уайт, варит голубой мет необычной чистоты. Он и вошёл в моду. И, чтобы удовлетворить вкусы североамериканских потребителей, в Мексике, где производство мета поставлено на промышленные рельсы, туда добавляют голубой краситель.

«Во все тяжкие»

А вот можно ли поставить Голливуд на службу обществу? В «Клане Сопрано» мафиози не используют перчаток и бросают стволы на месте преступления. Если фанаты сериала автоматически усвоят эту модель поведения, они явно облегчат работу полиции.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

7 КОММЕНТАРИИ

  1. // А вот можно ли поставить Голливуд на службу обществу? В «Клане Сопрано» мафиози не используют перчаток и бросают стволы на месте преступления. Если фанаты сериала автоматически усвоят эту модель поведения, они явно облегчат работу полиции.

    то есть вариант популяризации и романтизации положительного и созидательного образа жизни даже не рассматривается))

    • //вариант популяризации и романтизации положительного и созидательного образа жизни
      //даже не рассматривается

      Не рассматривается кем?

    • А что, в повестке провластной тусовки уже дан сигнал поплёвывать нечистотами в сторону аниме и якудза?

  2. Вопрос вызывает лишь отсутствие перчаток – оружие из которого убили на 101% доказывает виновность того у кого оно обнаружено.

Добавить комментарий