Война, окружение и месть врагам. Что за фильм «Красный призрак» и стоит ли его смотреть — в нашей статье.
Народный мститель
Начало фильма. Зима. Немецкие солдаты выволакивают из грузовика странную пару — девушку в будёновке и человека с пакетом на голове.
«Что за бред?» — подумал зритель. Немцы подумали так же.
Поэтому командующий расстрелом приказал снять пакет — не в Гуантанамо же. Оказалось, что немцы поймали пару артистов, — отсюда и странная одежда. А пакет на голове — потому что актёр фронтовой бригады показывал бойцам Гитлера.
Немцы потребовали показать: «Посмотрим, как коммунисты изображают нашего фюрера». А потом, мол, и расстреляем. Но тут что-то пошло не так.
Кто-то очень быстро и умело перебил всю расстрельную команду. Даже тех, кто пробовал схитрить. А потом этот кто-то кинул спасённым трофейную банку консервов и молча сиганул с обрыва. Те только и успели спросить: «Ты кто?». Ответ — заглавные титры фильма.
Фильма о том, как убивали фашистов.
Фантазия и реальность
Фильмы и книги о Великой Отечественной войне — очень сложный жанр.
С одной стороны, в интернете годами стоит стон: «а почему не раскрыт Подвиг Советского Народа?» (именно так, с заглавной буквы).
С другой стороны, что бы ни сняли — опять стоит стон: «как смели на Святое замахнуться!». Причём ровно по тем же претензиям можно разгромить любой советский фильм о войне. Поневоле вспоминается анекдот про «купи хоть один лотерейный билет».
Что за фильм «Красный призрак» — трудно определить.
С одной стороны, есть чёткая привязка: после окружения под Вязьмой зимой 1941 года советские бойцы выходят к своим, около такой-то деревни.
С другой — герои подчёркнуто анонимны (почему, объяснит финал). Кроме того, постоянно акцентируется тот факт, что «Красного призрака» никто толком не видел. А кто из немцев его находил — те уже не расскажут…
Хотите верьте, хотите нет, но на тему истребления фашистов писали (а иногда и снимали) всё что угодно.
Как вам история про чудесные варежки? Надел их наш боец — и стал невидимым! И начал подкрадываться к немецким часовым, тихонько говоря им на ухо: «Превед!» Не верите? А это Борис Ивантер, «Выстрел». Автор честно погиб на фронте в 1942-м.
Писали наши советские авторы и про телепатов. И про солдата, который научился летать, — прямо «ужас на крыльях ночи».
Или «Легенда о малом гарнизоне» — как несколько друзей нашли готовую крепость, «не имеющую аналогов». И убивали из неё «ну тупых» немцев целыми полками. Потом немцы обманули героев, захватили в плен и начали зверски пытать! Но герои сбежали из плена — и обратно к крепости. «И два пулемёта, как выяснилось, на месте. И пушку, конечно же, никто не трогал: немцы — хозяйственный народ». Дословно.
«Василий Тёркин» Твардовского начинался как полный треш про «ну тупых» белофиннов. А стал сильнейшей поэмой о войне.
Снимал о войне не только Бондарчук, но и студия Довженко, «Молдова-фильм» и другие поставщики отборного треша. Взять хоть «Крепкий орешек», где немцев били поварёшкой.
То есть войну уже показывали очень по-разному.
Пожалуй, жанр «Красного призрака» — это легендарный военный вестерн. То есть это кино соотносится с реальной войной примерно как вестерны Джона Форда или Серджо Леоне — с реальным Диким Западом. Хорошие фильмы? Да. Реальность? Нет.
Ковбои в реальности были. Индейцы были. Перестрелки были.
Но герои Форда скакали в джинсах фасона двадцатого века на фоне Долины монументов – красивого пейзажа, который в эпоху Дикого Запада никого не интересовал. А персонажи Леоне рвали мост динамитом — который изобретут через много лет.
У твоего порога
Так и здесь — усталые окруженцы. Сильный враг. И крутой безымянный герой из ниоткуда. Даже музыка местами похожа.
Но при этом окруженцы — не безвольные статисты. У каждого — своё лицо и своя судьба.
Вот «товарищ лейтенант» (Вячеслав Шихалеев). Опрятен даже в окружении. Сохранил ППШ. Когда боец говорит: «Не могу больше», — сам несёт носилки с раненым комполка.
Вот дед-охотник (ветеран кино Виктор Гостюхин). Как человек другой эпохи, поминает бога и «германца». При этом опытнее всех и знает здешние места.
Вот морячок-балагур — постоянно травит анекдоты. И реальность фильма ставит его на место: не всегда есть время шутке.
Вот чуть не замёрзший насмерть боец (Юра Борисов) — зима же.
А вот враги. И они тоже очень разные. От молодого, уверенного в себе эсэсовца (отличная роль австрийского актёра Вольфганга Черни) до юного новичка-рядового.
Но все они — немцы Третьего рейха.
Они любят музыку Марики Рокк и пожрать. Любят фотографироваться. Они могут ругать козла-начальника. Могут даже втайне сочувствовать пленной девушке.
Но приказ выполнят. Прикажут зажарить свинью — зажарят. Прикажут бить беременную женщину — будут бить. Прикажут вешать — повесят.
К тому же они хорошо обучены. И даже на отдыхе в деревне, пока остальные жрут, часть солдат бдит в окопе с пулемётом.
Это умный, опасный и очень жестокий враг.
В принципе можно докопаться, что окруженцы слишком хорошо одеты, а форма на немцах — явно прямо из запасников «Мосфильма», даже не потёрта.
А в финальном бою «нашим» очень везёт в стрельбе против опытной команды охотников на партизан.
Но таковы законы вестерна. Кто бы стал смотреть, как свежая советская дивизия месяцами не может взять одну деревню? А именно так и было той самой зимой 1941-42.
Титры о реальных потерях в окружении под Вязьмой тоже характерны.
Дубина народной войны
Поэтому «Красный призрак» — легенда. О мстителе за всё, что творили тогда немцы.
Технически бои поставлены отлично, и каждый персонаж отличается своей манерой.
Заглавный герой — буквально призрак. Точные выстрелы из ниоткуда: и вместо уверенного в себя немца — очередной труп. Если честно, очень приятно смотреть.
Охотник воюет по-своему. Пулемётчик — иначе.
В отличие от штампов советского кино «пьяные автоматчики идут толпой в полный рост», здесь враги довольно умело маскируются.
Пожалуй, ещё ни разу в нашем кино так много не использовали ручные гранаты.
Фильм — честные «16+». При этом надо сказать спасибо создателям, что некоторые детали войны показывают без подробностей.
И наступает момент, когда врага идут бить все. Солдаты. Офицеры. Мирные жители, женщины — все. Просто потому что иначе уже нельзя.
Как в старых советских фильмах: «Она защищает Родину» или «У твоего порога». И этим «Красный призрак» резко отличается от большинства вестернов с героем-одиночкой.
Не надо злить русских. А то дубину народной войны возьмут все.
И финал прямо берет за душу.
«Красный призрак» — очень необычный и сложный фильм. Наверняка он понравится не всем. Тем не менее — и такой взгляд на войну имеет право существовать.
Спасибо за обзор. Обязательно посмотрю фильм
Может быть Владими Гостюхин?
Нет, Владимир Гостюхин
не, если фильм про так как убивают фашистов… то уже хорошо))
Угу
//НЕ НАДО ЗЛИТЬ РУССКИХ. А ТО ДУБИНУ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ВОЗЬМУТ ВСЕ.
Не русских тоже не надо злить. По той же причине.