Решать дипломатические споры лучше узким кругом лиц и желательно там, где под ногами есть твёрдый и прочный пол. Король Германии Генрих VI, однажды прибывший с визитом в Эрфурт, с этим бы согласился.
Куда по нужде?
В Средние века вопрос отправления естественных человеческих потребностей не был особенно технологичным. К услугам нуждающихся были берега рек и ручьёв, сосуды, которые выносились потом к тем же водным артериям или в специальные рвы (благодаря этому мы до сих пор имеем несколько сочных топонимов вида «дерьмовый ручей» на картах Европы), а также знакомые нам до сих пор ямы с деревянными кабинками сверху.
В капитальных строениях — скажем, в замках — туалеты устанавливались в альковах или специальных пристройках к стенам и башням. Из них всё летело вниз — либо прямо в крепостной ров, либо в скрытую в недрах замка специальную цистерну. Последнее считалось более предпочтительным: трубы и дыры в стенах были слабым местом в обороне.
В 1204 году французам удалось скрытно пробраться в принадлежавший британцам замок Шато-Гайар в Нормандии именно через выходившую наружу дыру в сортире.
Цистерны иной раз использовались и для изощрённой казни. Например, в британском замке Уорик тех, кто особенно был не по нраву его хозяину, бросали на страшную смерть в один из таких баков. Проблемой фекальных резервуаров было то, что их надо было время от времени вычерпывать, что было малоприятной работой. Такой труд к тому же требовал времени и денег, поэтому задачу эту часто откладывали до тех пор, пока бак не заполнялся до краёв.
Катастрофа в Эрфурте
В 1184 году король Германии (сын императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы) Генрих VI прибыл со своим двором в западногерманский Эрфурт.
Причиной визита стал назревавший пограничный конфликт между его кузеном ландграфом Тюрингии Людвигом III и архиепископом Майнца Конрадом фон Вительсбахом. Последний в 1180 году начал строить новый замок вблизи спорного участка границы между его владениями и владениями Людвига III, Людвиг был крайне не рад. Подобные споры имели дурную привычку перерастать в длительные вооружённые конфликты, и Генриху VI, занятому на востоке империи войной с Польшей, это явно не было нужно.
Король организовал переговоры между враждующими сторонами. Кроме Людвига и Конрада в Эрфурт прибыла и почти вся западногерманская знать: приезд Генриха VI давал возможность решить с королём и сыном императора ещё множество дополнительных вопросов, и никто не собирался упускать такую возможность.
Любой средневековый феодал предпочитал путешествовать с большой и пышной свитой. Это был вопрос престижа и чести. В окружение входило множество слуг, секретарей, духовных лиц и собственных вассалов также с личными слугами. Свита влиятельной персоны легко могла насчитывать несколько сотен человек.
Местом конференции стал второй этаж церкви Святого Петра — одноимённого монастыря в центре Эрфурта. Но не успели все делегации собраться, как случилась катастрофа. Подгнивший пол не выдержал нагрузки — в церкви к тому моменту находились десятки людей — и рухнул.
Имперская знать провалилась вниз, пробив и пол этажа ниже, после чего рухнула прямо в полную фекалий глубокую цистерну в подвале.
Жертвами стало множество людей. Часть погибли при падении, часть оказались завалены падающими деревянными обломками, а часть утонули в нечистотах. Средневековые хронисты говорят о 60 погибших, но их могло быть и больше: нередко давались лишь цифры «важных» смертей, а простых слуг и не дворян в их число не включали.
Среди погибших оказались: Госмар III, граф Цигенхайна; Беренгар I фон Меллинген; Фридрих, граф Абенберга; граф Генрих фон Шварцбург; бургграф Фридрих фон Кирхберг и бургграф Бурхард фон дер Вартбург, а также ещё несколько десятков рыцарей и клириков.
Упал и Людвиг III, но он отделался лишь небольшими травмами и смог сам выбраться из фекальной жижи. Уцелели и король с архиепископом — они отлучились для приватного разговора в одну из ниш в стене, где был каменный пол, а затем успели запрыгнуть на подоконники. Там вельможи провели несколько часов, держась за решётки, пока их не вызволили оттуда с помощью лестниц.
Эрфуртская «туалетная катастрофа» унесла больше жизней феодалов, чем иная средневековая битва, и навсегда осталась в истории курьёзной трагедией.
“Нет ужасней и нелепей смерти на всём белом свете!”
Аббревиатура Империи не обыграна в названии – а могла бы!
))
Спасибо!
Ну наконец статьи стали появлятся.
На фоне нынешней новости о конкурсе Доместос и школьных туалетах, статья смотрится довольно актуально. И очернительски. :))