Инспекция летательных аппаратов Вооружённых сил США показала, что большая часть машин не отвечает требованиям боеготовности. Причина — в физическом износе, нехватке запчастей и обслуживающего персонала.
Счётная палата США опубликовала отчёт об инспекциях авиационного парка армии, ВВС, ВМС и КМП, проводившихся с 2011 до 2019 года. Исследование касается боеготовности техники — по нормативам она должна составлять не менее 80%.
Всего было проинспектировано 46 типов летательных аппаратов, из них всего 3 (три!) соответствовали требованиям боеготовности «большую часть лет» из указанного периода. Лучше всего показали себя многоцелевые вертолёты UH-1N «Хьюи» — они в эксплуатации с конца 1960-х, так что конструкция вылизана и отлажена, все тонкости давно известны и учтены, запчастей накоплено изрядно. Проблема в том, что эти вертушки помнят ещё джунгли Вьетнама, так что современным условиям отвечают, мягко говоря, не по всем пунктам.
На втором месте — самолёты радиоэлектронной борьбы EP-3E «Ариес II», они поддерживали требуемый уровень боеготовности семь лет из девяти. На третьем — самолёты управления и связи E-6B «Меркюри», балансирующие на грани (пять лет из девяти). Эти два типа машин добились таких неплохих показателей, по мнению представителей Счётной палаты, потому, что являются узкоспециализированной техникой, которая построена в небольшом количестве и используется редко, поэтому её есть возможность обслуживать более тщательно. С массовыми летательными аппаратами ситуация гораздо хуже. Из них лучше всего себя показал истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл», отвечавший требованиям в течение четырёх лет из девяти. Остальная техника заметно уступает ему в этом пункте.
Истребители пятого поколения F-35 «Лайтнинг» всех модификаций сохраняли нужный уровень боеготовности всего два года. Нужно отметить, что в эксплуатацию они были введены только в 2012 году, а полноценно использоваться начали с 2015-го, так что подобные цифры являются довольно неплохим показателем. Однако указано, что максимальная боеготовность была достигнута как раз в 2015 году, после чего неуклонно снижалась, немного увеличившись лишь в 2019-м.
Более половины изученных летательных аппаратов (24 типа из 46) за все девять лет так и не имели боеготовности 80% или выше. Среди них — истребители F-16 «Файтинг Фэлкон», истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», конвертопланы CV-22 и MV-22 «Оспри». У одиннадцати типов боеготовность за рассматриваемый период и вовсе не превысила 55%. Хуже всего показали себя сверхзвуковые бомбардировщики B-1 «Лансер» — из 62 машин боеготовы только шесть, то есть менее десяти процентов.
Среди основных причин сложившейся ситуации указаны нехватка запчастей и квалифицированного обслуживающего персонала, физическое устаревание техники в силу возраста и интенсивная эксплуатация.
Не стоит относиться к этим данным как к какому-то «срыву покровов» — проблемы с боеготовностью являются постоянной головной болью любых вооружённых сил, и чем эти силы крупнее, тем сложнее поддерживать их в образцовом состоянии. Армия и флот США всё ещё остаются сильнейшими в мире и делать на основе вышеприведённых чисел выводы о том, что они «прогнили и к войне не готовы», — опасно недооценить потенциального противника.