Всего одна подлодка уничтожила десятки японских кораблей, сожгла ракетами целые города и вдобавок подорвала поезд! Не верите? Уникальная эпопея американской подлодки «Барб» — в нашей статье.

Опасная «рыбка»

Подлодка с секретным оружием на борту крадётся через океан в самое сердце врага… Выглядит как фантастика — или даже аниме.

Однако лодка была вполне реальной. И звали её «Барб» — в честь лучепёрой рыбы.

К весне 1945 года эта американская подлодка совершила уже одиннадцать боевых походов — от Средиземного моря до Тихого океана.

Как-то раз в сентябре 1944 года «Барб» всего одним залпом торпед отправила на дно крупный танкер и авианосец «Уньо». Правда, авианосец был эскортный — то есть не очень большой, «всего» в 20 тысяч тонн (крупнейшие японские корабли были втрое больше). Следующей жертвой американцев стал вооружённый лайнер «Гококу-Мару».

Схема одной из торпедных атак

Всего лодке засчитали потопление 17 японских кораблей общим водоизмещением почти в сто тысяч тонн, не считая мелочи.

Итог — почётное третье место по вражескому тоннажу среди американских субмарин за всю войну.

Побед могло быть и больше, но испанский танкер «Кампоманес», первая жертва «Барб», не потонул. Может, и к счастью, потому что американцы пальнули в нейтральное судно по ошибке. Что вы хотите — шёл 1942 год, экипаж был ещё неопытный… 

Любимой тактикой Юджина Флаки, капитана «Барб», стали «скрытность, ошеломляющая неожиданность и немного интуиции».

Юджин Флаки

Причём Флаки был не только умелым, но и отважным. Когда однажды ночью прямо к лодке в надводном положении подлетел японский самолёт, вахтенный офицер Том Кинг уже приготовился дать сигнал к погружению. Но Флаки удержал его руку и сказал, что по опыту прежних походов японцы лодку не увидят.

Так и вышло — самолёт покружил, но «Барб» не заметил.

В другой раз, уходя от погони, лодка выдала 150 процентов мощности моторов и установила мировой рекорд скорости — 23,5 узла.

После таких приключений, а главное — уймы потопленных врагов, «Барб» получила личную благодарность от президента Рузвельта. А Флаки — Медаль Почёта, одну из высших наград в США, и это не считая трёх Морских крестов за первые три похода. Выше уже не «прыгнуть».

Поскольку Рузвельт уже умирал, награду Флаки вручил тот самый Форрестол, любитель русских танков

То есть и капитан «Барба», и его команда были что надо. Настало время совсем уникальных подвигов.

Секретное оружие

Поскольку японский флот попрятался, Флаки хотел для своего корабля новое оружие, чтоб бить врага и на суше. И нашёл — пятидюймовые (127-мм) ракеты на простой надёжной установке Тип 51. Такие же ставили на десантные корабли для огневой поддержки, наподобие «катюш».

Ракеты по 20 фунтов — около десяти кило, с боеголовкой в половину общего веса. Дюжина ракет улетала меньше чем за пять секунд.

По азимуту, «влево-вправо», установку приходилось наводить корпусом лодки. По дальности (от 4500 до 5250 ярдов, каждый ярд — около 90 сантиметров) — выставляя угол пуска от 30 до 45 градусов. 

Между Флаки и командованием состоялся примерно следующий диалог: 

— Мужик, ты же понимаешь, что с Медалью Почёта мы не можем подвергать тебя риску? 

— Тогда они могут забрать эту чёртову медаль себе. У меня тут сто ракет для «Барб», и я гарантирую ими ущерб на миллион долларов. 

Флаки хотел пробраться на юг Охотского моря — от японского (пока) острова Кунашир до Сахалина, тоже японского, но наполовину. В самое вражеское логово. 

«Барб» под завязку набили оружием: 26 торпед, включая новейшие акустические, сотня пятидюймовых снарядов и 400 40-мм снарядов, 7300 20-мм, десятки тысяч патронов… И ящик ружейных гранат. 

Ракеты (сразу 72 — всё, что нашлось на Гавайях) запихнули рядом с радиостанцией. А ведь они имели электрический запуск… Капитан спросил техника: 

«Барб» выходит в двенадцатый поход

— Рванет?

— Не должно.

Ракетами по самураям

Восьмого июня «Барб» отплыла из Пёрл-Харбора и 20 июня прошла проливом Кунашир в Охотское море. А дальше субмарина устроила японцам форменный погром.

Карта двенадцатого похода

Для начала она пушками потопила пару стотонных судов с припасами. Ночью 22 июня «Барб» всплыла и матросы быстро установили на палубе установку с дюжиной ракет.

Первый в истории XX века ракетный залп с подлодки!

(Кстати, первыми в мире ракеты с подлодки конструкции Карла Андреевича Шильдера запускали в России, ещё в 1834 году. Но на учениях, а не в бою. — Прив. автора).

Ракеты разнесли несколько домиков в городке Сяри на Хоккайдо. Японцы приняли обстрел за налёт авиации и врубили радар. А «Барб» тихо ушла дальше — и утром потопила двухмачтовый траулер.

Затем японские самолёты и корабли загнали «Барб» под воду на 18 часов, но лодка выжила. Правда, и её девять торпед ушли «в молоко». Позже оказалось, что эти торпеды не испытывали на мелководье.

Зато на острове Кайхо-То (Тюлений) к востоку от Сахалина моряки просто оторвались. Огнём 127-мм и 40-мм пушек «Барб» подавила береговые пушки, разрушила наблюдательный пост, три судна-сампана и склад горючего из 30 бочек. Здания радара и радиостанции были в огне. Старшина Зингер, снимая пожары на плёнку, отметил: «Прямо извержение Везувия».

Гарнизон острова ещё огрызался из пулемётов, но с военной точки зрения больше тут делать было нечего: «Нет связи, нет радара, нет электричества, зданий и лодок». Поэтому Флаки «переименовал» Кайхо-То в «нашу маленькую Иводзиму».

Радио Токио сообщило, что остров обстреляло полдюжины кораблей.

Эпопея продолжалась. Выстрелив акустическую торпеду всего с 75 ярдов, «Барб» отправила на дно ещё одно судно. Городку Сикука (будущий Поронайск) на Сахалине досталась ещё дюжина ракет.

Но самое невероятное было впереди.

Подводники против поезда

Глядя на карту, Флаки ещё в Пёрл-Харборе задумал нанести удар по железной дороге на Сахалине. Один взрыв — и стоп всем перевозкам.

Но как добраться до «железки»? Высадить десант!

Для диверсии Флаки отобрал восемь «сильных, умных и надёжных» людей. Четвёртым в списке шёл толковый кок, который при случае накормил бы остальных. По меньшей мере половина диверсантов были бойскаутами — значит, на берегу не пропали бы.

Но чтобы закопать мину, нужны лопаты. Где взять лопаты на подводной лодке? Тогда команда при помощи резака сделала лопаты из листов обшивки и трубок — всего за два часа.

Последнее напутствие Флаки было таким: «Парни, если застрянете, идите в Сибирь в 130 милях к северу. Удачи — и с Богом!».

В ночь с 22 на 23 июля восемь смельчаков на резиновых лодках в кромешной тьме высадились в заливе Терпения на юго-востоке Сахалина. Первые (и единственные) американцы на японской земле во Второй мировой.

Пара диверсантов остались охранять лодки. На случай встречи с патрулём в правой руке — пистолет, на левой — перчатка сварщика. В перчатке — стейк или печёнка, чтобы японские сторожевые собаки не подняли лай.

Остальная команда смело пошла вперёд. Прямо на японскую деревню. Компасы работали кое-как, скалы-ориентиры закрыло облаками, и десант вышел на берег совсем не в том месте, где рассчитывал. К счастью, «гостей» никто не заметил.

Затем идущий первым диверсант свалился в дренажную канаву, полную веток, — но и тут обошлось.

Наконец, после всех приключений группа заложила мину весом в 55 фунтов (25 кило) мощнейшей взрывчатки торпекс и пошла к берегу. Ждать на месте не было нужды — взрыватель срабатывал от прогиба рельса под поездом.

Тем временем команда подлодки нервно провожала взглядами каждый проезжавший по дороге у моря поезд.

И тут… Бум!

По описанию Флаки, обломки паровозного котла в клубах чёрно-белого дыма взлетели на высоту 60 метров. Вагоны слетали с рельсов, завязываясь в водоворот Гордиевых узлов. Вспыхнули пожары.

Все диверсанты благополучно вернулись на лодку.

Берега Хоккайдо и Сахалина подводники просто опустошили. Например, городу Сиритори (современный Макаров) на Сахалине досталось сразу три ракетных залпа. Снаряды угодили в склад горючего крупнейшей в Японии бумажной фабрики Оодзи, и пламя быстро охватило город на километры вокруг.

Под занавес «Барб» очередями 20-мм и 40-мм пушек сожгла на Кунашире огромную лесопилку с десятками новеньких сампанов. А в проливе между Хоккайдо и Кунаширом лодка встретила большой траулер с 25-мм пушкой. Сопротивление быстро подавили. Но деревянный траулер горел, горел — и все никак не догорал.

Дошло до ружейных гранат, потому что стрелять было больше нечем — снаряды вышли. Выпустили в упор 18 штук — без толку.

Тогда по приказу Флаки «Барб» добила живучий траулер тараном.

Пока «Барб» отвлекала на себя внимание японцев, девять других лодок прошли Цусимским проливом в Японское море и потопили там 28 судов. Затем восемь субмарин из девяти прорвались проливом Лаперуза домой. Одна погибла.

А «Барб» в последнем за войну походе утопила три крупных корабля и уничтожила ещё полсотни малых. И поезд.

Команда «Барб» с боевым флагом. Среди других уничтоженных целей — поезд

После победы, в 1953 году геройскую подлодку… передали Италии. Да, бывшему союзнику Японии. Итальянцы переименовали «Барб» в Enrique Tazzoli, а в 1972-м разделали на металлолом — за сто тысяч долларов.

Кто сказал: «Память о флоте»?

Контр-адмирал Юджин Флаки умер в 2007 года. Больше всего он гордился тем, что за войну не потерял ни единого члена экипажа убитым или раненым.

Можно как угодно относиться к флоту США. Но переплыть океан, чтобы достать японцев аж на Сахалине, — это… Это офигенно круто!

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

22 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо – отличный материал!

    Такие же ставили на десантные корабли для огневой поддержки, наподобие «катюш».

    Конструкция несколько отличалась: если у “Катюши” все рельсы были параллельными и пусковыми, то у американских корабельных ракетометов был один пусковой рельс, а над ним “обойма” из нескольких ракет, которые последовательно падали на рельс и запускались.

  2. Спасибо за статью, но что за дурацкий подкол про «память о флоте»? США сохранили несколько десятков кораблей второй мировой, сколько сохранил СССР? (ЕМНИП 2: Д-2 и С-56, остальное катера)

    • Про процентное соотношение сохранённого поговорить не хотите, г-н знаток? Они там даже “Энтерпрайз” ухитрились на иголки пустить воообще-то.

      • (упорно не хочет работать логин через фейсбук)
        с радостью поговорю о процентном соотношении!
        сколько линкоров сохранил СССР? 0% (США >0)
        сколько крейсеров сохранил СССР? 0% (США >0)
        сколько эсминцев сохранил СССР? 0% (США >0)
        ну и к чему вы приплели проценты?

    • Так они сохранили потому что металлолом дешёвый был,а резать дорого.Вон один линкор в состоянии “памятника” до сих пор на якоре у побережья стоит.Тут “внезапно” накренился на 10 градусов,так всем штатом 100.000$ собирают на первый с войны ремонт….
      Англичане весь свой героический флот на слом пустили сразу-памятники памятниками,а металл нужен.

      • CCCP, по вашей логике, так нуждался в металлоломе, что крейсер “Киров” сыграл решающую роль в выполнении плана по металлу в 70е.
        англичане, к слову о “весь” сохранили крейсер “Белфаст” и эсминец “Кавалер” – да, немного, но чем ответил Советский Союз?

        • Не путайте исключение из списков флота и дальнейшую судьбу:распил или превращение в музей.Если корабль нужен то будет служить до упора.Как Порт-Артурский буксир “Силач”:броненосцы и крейсера захваченные японцами все до 30-х годов утоплены как мишени или распилены,а буксир до 1950 года в порту вкалывал.

  3. Мне один бывший подводник как то сказал ,что ещё в училище кто-то из ветеранов говорил ему что на американских подлодках у берегов Японии часто были советские штурмана,а иногда и командиры.
    Но в отличие от возврата интернированных американских пилотов через Иран,это скрывается до сих пор.
    Вот эта статья и напомнила- больно хорошо они у Сахалина ориентировались..

        • На качественных картах – все. Серъезно, американцы плавали в этом регионе еще с середины XIX века. Навигационных карт у них хватало всех типов.

          • Рифы,скалы,мели ,течения и чёрт знает что ещё…
            Да щас.Такими данными не делится никто и никогда.
            Там даже Рожественский перед Цусимой не пошёл,потому что,особенно в то время года был риск потерять вообще всё без боя с японцами.

          • …Я вас удивлю, но вообще-то американцы весь XIX век были мощной торговой и китобойной державой. 🙂 Для которой такие данные ЖИЗНЕННО важны.

  4. Помнится мне, во время Первой мировой один британский подводник тоже диверсиями на железной дороге занимался, причём в одиночку. А потом он, по стечению обстоятельств, стал командиром авианосца “Глориес”…

  5. Отличный материал, спасибо! Лежит у меня модель лодки типа “Гэтоу”. После этой статьи буду строить из нее именно “Барб”;-)

Добавить комментарий