Сейчас в кино снова показывают «Назад в будущее» — к юбилею выхода на экраны легендарной классики. Как и почему этот фильм полюбили зрители?
Качество не стареет
За что мы любим «Назад в будущее»? За всё!
Но, пожалуй, главное — это удивительно насыщенный и динамичный сюжет. В нём нет ни единой лишней детали или сцены. Каждая фраза, каждая мелочь где-то да сыграют. Можно пересматривать это кино много лет — и всё время замечать что-то новое.
Помните самое начало фильма, часы в квартире Дока? Все показывали неправильное время, но одни, рядом с контейнером плутония, — правильное.
А помните скучного мужика с мегафоном? Которому не понравилось выступление главного героя, Марти Макфлая, — мол, «слишком громко»? Это Хью Льюис, автор двух песен для «Назад в будущее». Именно его песню пытался сыграть Марти! А ещё в комнате Макфлая висел постер группы Льюиса.
Марти в поисках Дока в 1955 году проходит мимо кинотеатра, где шёл фильм с Рональдом Рейганом. Спустя пару минут прозвучал вопрос: «А кто у вас там в будущем президент?» «Товарищу майору», то есть президенту Рейгану в 1985 году, шутка очень понравилась.
Позже он даже цитировал фразу Дока: «Там, куда мы отправляемся, дороги нам будут не нужны» в предвыборных речах. А на съёмках третьей части фильма режиссёр Земекис предложил роль мэра городка Хилл-Вэлли… всё тому же Рейгану, но тот отказался.
Док в 1985 году на секунду упомянул, что в прошлом здесь вместо пригорода были поля фермера, который пытался выращивать сосны. Марти в 1955 году сшиб сосенку — и в будущем торговый центр «Две сосны» переименовался.
Марти, играя тяжёлый рок, за несколько секунд спародировал характерные черты чуть ли не всех легендарных гитаристов — Брюса Спрингстина, The Who, AC/DC, Чака Берри и Джими Хендрикса.
Хотите верьте, хотите нет — но ни второго, ни третьего фильма заранее не планировали (титры «Продолжение следует» добавили уже на кассетах). Но встроены в сюжет они практически идеально.
Помните фразу Дока из первого фильма: «Узнаю, кто выиграл следующие 25 чемпионатов»? И что произошло во втором фильме?
Отсылки к известным в США фильмам и сериалам — от «Звёздных войн» до «Звёздного пути» — можно перечислять бесконечно.
В апреле 2020 года сценарист Боб Гейл объяснил, почему родители Марти Макфлая не узнали в сыне того самого парня, который их «поженил»: «А вы бы хорошо помнили внешность человека, которого видели неделю тридцать лет назад?»
Кстати, о родителях. Майкл Джей Фокс добавил к имени букву «Джей», поскольку по правилам Актёрской гильдии в ней не могут состоять актёры с одинаковыми именами. Первый Майкл Фокс играл в сериале «Театр научной фантастики» 1955 года — той самой передаче, которую в «Назад в будущее» обожал отец Марти Макфлая. А Чак Берри — тоже он?
Голливуд, который мы потеряли
Из XXI века самый кассовый фильм 1985 года выглядит прямо-таки обречённым на успех. А тогда «Назад в будущее» снимали чуть ли не наперекор всем правилам кинобизнеса.
Взять в работу сценарий, который отвергали 44 раза? Не вопрос!
Да, именно столько раз сценарий двух друзей, Роберта Земекиса и Боба Гейла, мыкался по киностудиям. И в первом варианте за героями бегали не террористы из Ливии, а… родные американские спецслужбы. И ещё военные на атомном полигоне — поскольку для перемещения во времени подходила только энергия ядерного взрыва.
Почувствуйте атмосферу 70-х (когда идея только рождалась). К середине 80-х США стали другой страной — буквально.
Ранее все фильмы, над которыми работали Земекис и Гейл, проваливались в прокате, и, если б не внезапный успех «Романа с камнем» Земекиса в 1984 году, никакого «Назад в будущее» не случилось бы. А так Земекис всё же добился режиссёрского кресла для себя и места сценаристов — для друга и себя.
Заменить главного актёра уже по ходу съёмок? Можем!
Дело в том, что Майкл Джей Фокс, которого с самого начала хотели на роль Марти, был плотно занят на съёмках сериала «Семейные узы» — его партнёрша Мередит Бекстер была беременна, так что Фокс «пахал» за двоих.
Тогда взяли актёра Эрика Штольца. Но Штольц играл предельно серьёзно и даже чуть не сломал «Биффу» ключицу.
Тут в сериал вернулась напарница Фокса, и он смог выкроить время для фильма. Земекис рискнул, выкинул «на ветер» шесть недель съёмок и три миллиона долларов (по тогдашним меркам — это половина затрат на «Взвод» или «Терминатор») и не прогадал. Фокс спал по пять часов в сутки, но вытащил оба проекта.
К тому же Фокс ещё со школы прекрасно катался на скейте и хорошо играл на гитаре, мечтая стать рок-звездой. То есть он уже был Марти по жизни.
Поменять главную актрису? Легко!
Увы, у мамы актрисы Клаудии Уэллс обнаружили рак, поэтому в двух следующих фильмах любовь всей жизни Марти сыграла Элизабет Шу.
Снять актёров, которые не смотрятся вместе? Запросто!
Именно поэтому Кристофер Ллойд горбился в кадре — при росте в 185 сантиметров он был куда выше Фокса с его 164 сантиметрами.
Фантастика 80-х — почти без спецэффектов?
Это сейчас в фильме может быть пара тысяч визуальных эффектов — против 32 в «Назад в будущее». А тогда приходилось каждый раз по три часа превращать гримом 23-летнюю девушку в 47-летнюю «маму».
Показать фильм с недоделками? Тоже можем!
Фильм вышел всего лишь через девять с половиной недель после конца съёмок — а сейчас кино дорабатывают годами. Поэтому легендарная студия ILM не успевала доделать и те немногие компьютерные спецэффекты. Первые зрители на тестовых просмотрах видели в финале полёт «ДеЛореана» в чёрно-белом варианте. Причём те зрители даже не знали, что будут смотреть комедию.
И знаменитую позже музыку тоже писали в последний момент.
Сейчас кучу фильмов по итогам тестов «режут» или посылают на доработки, а тогда премьеру перебросили «в прошлое» — с ноября 1985 года на июль.
И вы не поверите, но продюсировала фильм Кэтлин Кеннеди. Да, та самая «любимица» фанатов прежних «Звёздных войн».
Как изменился Голливуд, да?
«Назад в будущее», наверное, последнее кино 80-х, которое Голливуд ещё не испохабил продолжениями. А знаете почему?
Права на трилогию принадлежат Земекису и Гейлу. Земекис пообещал, что, пока они с Гейлом живы, никаких ремейков или перезапусков «Назад в будущее» не будет. Благодарное человечество их не забудет.
К списку того, что могло не получиться в первом фильме, можно добавить то, что он вообще наполовину снят ночью, хотя такие съёмки сложнее и по сюжету – не нужны. Просто Фокс днём был занят в сериале.
Спасибо!
Всегда пожалуйста 🙂
The Who и AC/DC вообще-то группы.
Возвращаясь к дискуссии о кино. “Назад в будущее” пример куда как более годной фантастики, чем китчевая космоопера “Звездные войны”. И кстати более дешевая в плане спецэффектов.
Можно ли было бы снять фильм с подобным сюжетом в советских условиях? Так, собственно, такой фильм и был снят, только в жанре драмы, а не комедии – “Зеркало для героя” Хотиненко. Тоже вполне годная фантастика\, отражающая тогдашнее состояние умов.
Так ЗВ -вообще никогда не были научной фантастикой, это космоопера 🙂
Это вопрос дефиниции жанра. Космоопера это отдельный жанр и ли “легкий” поджанр НФ? Если первое, то возможна ли космоопера со смыслом? Вот “Дюна” это космоопера или НФ, пусть и должной степени мягкости?
Космоопера она же космо-фентпзи можно считать подвидом фантастики, но сугубо ненаучной. Появись этот жанр сейчас, его бы спейс-панком обозвали
С дюной же никакой оперы, СиФи во всей красе, просто не классическая.
Отличный фильм (воспринимаю все три как одно), много раз смотрел и действительно каждый раз находил что-то новое, “пасхалочку” или нюанс. Жаль, что сейчас кинопроизводство скатилось в основном в унылое г. И в Голливуде в том числе.