Девятого декабря 2020 года компания SpaceX провела частично успешные тесты перспективной космической системы «Старшип». Прототип космического корабля под номером SN-8, оснащённый тремя двигателями Raptor, взлетел до высоты 12,5 километра, совершил несколько манёвров, а затем жёстко приземлился на площадку и взорвался. Почему Илон Маск считает, что тесты прошли успешно, и чего стоит ждать дальше?

Причины любить «Старшип»

Почему именно к «Старшипу» Илона Маска приковано столько внимания? Каждый тест обозревает и армия фанатов, и серьёзные эксперты. Причин несколько.

Первая и самая важная — техническая новизна. В отличие от подавляющего большинства ракет-носителей во всём мире, когда ракета выводит полезную нагрузку в космос, а сама сгорает в плотных слоях атмосферы или возвращается на Землю, как в случае с Falcon 9, «Старшип» — это полностью многоразовая система.

В отношении «Старшипа» даже нельзя написать ракета-носитель, потому что это единая система, состоящая из первой возвращаемой ступени «Суперхеви» и второй ступени — космического корабля и ракеты, собранных в одно целое. Причём «Суперхеви» будет использоваться только для взлёта с Земли. А «Старшип» объединит в себе две функции — второй ступени, используемой для достижения орбитальной скорости при запуске с Земли, и многоразового космического аппарата, способного взлетать, выполнять полёт в космическом пространстве и совершать управляемую посадку на Землю.

Да, это уже почти космический корабль, который сам может взлететь с Земли в космос и вернуться обратно неизменным, лишь потратив по пути топливо.

Именно поэтому и материал, выбранный для «Старшип», отличается от обычно применяемых в ракетной технике лёгких алюминиевых сплавов. «Старшип» стальной, сваренный из отдельных листов. Своим внешним видом он напоминает иллюстрации научно-фантастических романов середины прошлого века. Своеобразный «привет из прошлого» в нашем времени.

Ещё одна причина такого внимания к проекту «Старшип» — это нетипичное для нынешнего времени AGILE-проектирование. Обычно систему AGILE, которая предполагает создание минимальной работающей версии, а потом серии дополнительных раундов доработок, использовали программисты. В создании космической техники такой способ обычно не используется — слишком уже дорого стоит каждый прототип. Илон Маск вместо изначального проектирования строит один за одним всё более сложные и совершенные прототипы.

Какие-то используются только для проверки на разрыв, какие-то участвуют в лётных испытаниях. На самом деле «Старшип» SN8 — это уже одиннадцатый прототип с начала работ по проекту. Причём очень многое показывается широкой публике: видео с испытаний, комментарии специалистов и самого Илона Маска. У зрителей возникает ощущение вовлеченности в процесс, как будто они сами работают над ракетой для полётов на Марс.

Удача или провал?

Практически все СМИ на всех языках вышли сегодня с заголовками «Очередной прототип «Старшип» взорвался на испытаниях». Увы, но таковы реалии современной журналистики. Кликбейт заголовков стал практически узаконенной нормой не только в блогах, но и в больших СМИ. Главное — громкая фраза, а что там будет внутри и как сама новость соотносится с названием, уже не так важно.

Увы, это так — и изменить не получится.

Ну а если серьёзно… Были испытания в ночь на 10 декабря успешными или не очень? Ещё перед началом Илон Маск оценивал вероятность их удачного исхода всего в 30 процентов. По итогу можно говорить о частичном успехе.

С помощью трёх двигателей Raptor корабль успешно стартовал и поднялся на заданную высоту в 12,5 километра. На финальной фазе подъёма двигатели планово и последовательно отключались: это часть задания, — разработчики хотели посмотреть на возможность отключения и последующего зажигания двигателей во время полёта.

На первой минуте и сороковой секунде после старта отключился первый двигатель, на короткое время воспламенив находящееся рядом оборудование (ничего критичного, но выглядело это эффектно и явно требует доработок). Второй двигатель остановился через три минуты пятнадцать секунд после старта. Последний двигатель выключился через четыре минуты сорок секунд, после чего корабль с помощью двигателей ориентации перешёл в горизонтальное положение и начал управляемый спуск, используя закрылки.

Через шесть минут и тридцать две секунды после старта произошёл перенос подачи топлива из главных в напорные баки, Starship повторно включил двигатели и переориентировался в вертикальное положение для выполнения реактивной посадки. Садиться «Старшип» будет, как и первая ступень Falcon 9, в вертикальном положении на свои двигатели и специальные выдвижные опоры. Однако из-за низкого давления кислорода в носовом баке (эту информацию предварительно подтвердил в твиттере Илон Маск) двигатели не смогли заработать как положено.

Тормозя лишь двумя двигателями, «Старшип» не смог погасить скорость и взорвался от удара о поверхность посадочной площадки. Судя по зелёному цвету пламени перед посадкой, есть предположение, что один из двигателей начал прожигать свою камеру, что ещё сильнее увеличило вертикальную скорость прототипа. Общая продолжительность полёта составила шесть минут сорок две секунды.

До новых встреч

Ну и как можно назвать провалом такое испытание? И взлёт, и набор высоты, и перевод в горизонтальное состояние — удалось продемонстрировать практически всё. Да, в конце прототип уничтожился, но такова их судьба. По словам Маска, перед тем как будет готов первый серийный, полностью работоспособный «Старшип», будет создано не менее двадцати прототипов.

Так что впереди у нас ещё много видео и с полётами, и со взрывами. А получится ли в итоге «Старшип» таким, как его задумывал Маск, — пока ответить нельзя. Но это испытание должно добавить оптимизма — по крайней мере летает эта огромная «водонапорная башня» отлично. Осталось только научить её приземляться.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

18 КОММЕНТАРИИ

  1. Неудачи с экспериментальными образцами – не более чем обычный рабочий процесс. Так было, есть и так будет.
    Оптимизм внушает уже сама работа над подобными проектами. Причем не бумажными фантазиями, а с рабочими прототипами.

  2. Спасибо, Михаил. Коротко и ясно разложили по полочкам “для чайников”.

  3. Чем Илон импонирует – человек просто не парится и натурально играет в Спейс Инжинирс в реальности

      • (голосом уточки) Ну дааааа! Конешнаааа! У него и точки Лагранжа есть!

  4. А у него есть “закрылки”? Может быть “рули/стабилизаторы/крылья” ?

  5. Не, маскодрочеры вконец опупели. Ракета – тупо взорвалась, предварительно, в прямом эфире, подохли два движка… – успешный успех, как он есть.
    P. S. А Ангара-А5 – взлетела, но, блджад, ТУТ об этом факте – молчок. Достали, даунята.

    • Сам себе что-то придумал, сам себя накрутил, сам обиделся – ну как не умилиться такой самостоятельности незамутненных новозеландских карапузов!

    • В статье все написано почему это успех. Надо только прочитать.
      Ангара взлетела только сегодня. Кто должен был подорваться и написать об этом? “Срочно в номер”? Тут не новостной сайт.
      И, кстати, что написать? Что Ангара-5 с макетом космического корабля взлетела второй раз после 6летнего перерыва? Оно, конечно, успех, но с огромным нюансом.

  6. Ага, «Она летает, черт возьми!!!» – удивился главный батутоменеджер. Понимать это следует так: “она еще и летает после того, как мы сперли и просрали все, до чего смогли дотянуться!”

  7. Внезапно на Маска работает НАСА и половина (нет) остальной космической индустрии Штатов, но оказывается – это смелый мальчик-одиночка, бросивший вызов батутодержателям. Филиал Хабра, ё-моё.

  8. Ну, если уж быть объективным, то это изделие не явило миру ничего нового. Технологию посадки Маск отработал и, плюс/минус, но можно считать ее работающей. Так что же такого было продемонстрировано? Ракета взлетела и почти села. Ну т.е. все, как обычно у Space-x.
    Вот с чем точно можно согласиться, так это с тем, что Маск популяризирует космос, и это несомненно хорошо и полезно для человечества.

  9. Ничто не ново под Луной

    Был уже проект такого космического корабля (вертикальный взлет, вертикальная посадка), и создавать его начали (сюрприз!) почти 30 лет назад. Потом было создание прототипа, серия испытательных полетов разной степени успешности, авария и тихое закрытие проекта.
    Назывался этот корабль Delta Clipper:

    Как говорится, найдите 10 отличий между этим проектом и StarShip One

    • Гхм, отличие фундаментальное: Delta Clipper был попыткой создать ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ возвращаемый носитель, в то время как Starship – это возвращаемая вторая ступень к возвращаемому же ускорителю Superheavy.

Добавить комментарий