Со времён Гражданской войны в США прошло уже 155 лет. Однако песни, звучавшие на полях сражений, на улицах городов, в театрах и светских салонах, продолжают жить и хранить память о тех событиях.
Когда весной 1861 года на Юге начали формировать первые полки, чтобы защитить отделившиеся штаты от вашингтонской тирании, почти в каждом полку создавали небольшой военный оркестр.
Армии на первых порах были полностью добровольческими, и, чтобы привлекать на службу новобранцев, была крайне необходима хорошая музыка — песни, способные объяснить даже неграмотным, отчего началась война.
Вскоре примеру Юга последовал Север, и военные оркестры стали появляться в армии Союза.
Песни по обе стороны фронта
Гражданская война была очень необычной для войн XIX века. Прежде всего, она велась людьми, принадлежавшими к одной культуре и говорившими на одном языке. Следовательно, все популярные песни и мелодии немедленно распространялись по обе стороны фронта.
Складывалась ситуация, когда одну и ту же песню с немного изменёнными в соответствии с политическими требованиями словами пели и юнионисты, и конфедераты.
Некоторые хиты удостоились даже места в современной культуре. Так, «Лорена» — романтическая баллада о расставании с любимой девушкой — не только обрела популярность по обе стороны линии фронта, но и была упомянута в бессмертном романе М. Митчелл «Унесённые ветром». Более того, «Лорена» прозвучала в экранизации романа и неоднократно становилась частью саундтрека вестернов. В 2019 году ей даже нашлось место в компьютерной игре Red Dead Redemption II, где рассказывается об эпохе, когда память о гражданской войне ещё была жива.
Вспомним, что очень похожая ситуация сложилась и в России, где гражданская война привела к тому же самому результату: одна музыка становилась общей для непримиримых врагов. Красные маршировали под «Интернационал», но и в некоторых белых частях пели «Интернационал» со своими словами. Рабочая песня «Смело товарищи в ногу» превратилась в марш Корниловского полка. А красные позаимствовали у белых «Дроздовский марш», который ранее был «Маршем сибирских стрелков», и казачью песню «За рекой Ляохэ».
Интересна история песни «Дом, милый дом». Сейчас эта фраза является мемом, а в Америке XIX века это была ария из оперы «Клари, или Миланская дева», написанной ещё в 1822 году. Затем песня оказалась полузабыта, но возродилась, как только началась война, ведь она передавала главное желание каждого солдата — поскорее вернуться домой.
Несмотря на огромную популярность, в армии Союза исполнение «Дом, милый дом» не поощрялось — сентиментальные слова, по мнению командиров, могли привести солдат к мысли о дезертирстве.
Песня «Надежда заключённого» была написана уже под конец войны, в 1864 году. Она рассказывала, как заключённые в лагерях для военнопленных солдаты Союза ждут свои войска, которые должны избавить их от тягот плена. Южане тут же перепели популярные куплеты. В их версии говорилось о пленных южанах, которых идёт освобождать наступающая на севере армия Северной Вирджинии.
Песни, с которых начиналась война
Похожая история произошла с «Мэриленд, мой Мэриленд» — первой военной песней написанной южанами. Автор, преподаватель литературы Джеймс Рэндалл, написал её всего за одну ночь с 25 на 26 апреля 1861 года, когда узнал о боях в главном городе Мэриленда — Балтиморе. Там войска Севера жестоко подавили выступление сторонников Конфедерации.
Федеральное правительство не допустило перехода Мэриленда в стан сецессионистов, хотя большая часть населения там поддерживала Конфедерацию, а южане получили мощное средство пропаганды своих идей — песню, которую пели даже самые убеждённые янки. С песней «Мэриленд, мой Мэриленд» армия Северной Вирджинии под командованием генерала Роберта Ли вступила на территорию Союза в 1862 году и двинулась на север, перенеся боевые действия с земель Конфедерации на территорию противника.
Многие историки считают, что именно «Мэриленд, мой Мэриленд» была самой популярной песней гражданской войны, главным музыкальным символом Конфедерации.
Слава её была столь велика, что уже в ХХ веке она стала гимном штата Мэриленд. Правда, слова про «тирана-Линкольна» из текста песни всё-таки пришлось убрать.
Но несмотря на то, что среди южан было немало творческих личностей, право считаться автором самой первой песни гражданской принадлежит северянину. Уже 16 апреля, спустя два дня после взятия юнионистами форта Самтер — официального начала Гражданской войны, — поэт-песенник и композитор Джордж Рут опубликовал свою самую актуальную работу: «Первый выстрел сделан». Вскоре её исполнили на патриотическом митинге в Метрополитен-холле в Чикаго. Нельзя сказать, что песня пользовалась большой популярностью, но её часто исполняли на официальных мероприятиях и она считалась воплощением союзной идеологии.
«Неужели славный союз, созданный нашими отцами, будет разрушен?» — звучал вопрос, и на него давался решительный ответ: «Нет, готовьтесь к битве!»
Линкольн уже во время войны написал Руту письмо, в котором высоко оценил его заслуги, сказав, что автор сделал для победы больше, чем сотни генералов и тысячи ораторов.
Два гимна
До 1931 года в США не было государственного гимна. На официальных мероприятиях играли и пели «Да здравствует Колумбия» — патриотическую песню, написанную ещё в годы Войны за независимость, или «Звёздное знамя» — современный гимн США. Когда началась гражданская война, перед Союзом и Конфедерацией встала задача создать музыкальные символы, зовущие граждан сражаться за отечество.
На Севере официальный гимн принимать не стали, но неофициально самой главной песней войны там стал «Боевой гимн республики». Первоначально это было протестантское песнопение, исполняемое во время церковной службы. Затем на популярную музыку была написана песня «Тело Джона Брауна» — о гибели знаменитого аболициониста, который попытался поднять антиправительственное восстание, но был схвачен и казнён в 1859 году.
Затем написали новый текст, в котором армия юнионистов провозглашалась носителями божественной благодати, а Иисус становился её командиром, ведущим солдат в бой. Для очень религиозного населения Америки это был сильнейший пропагандистский ход.
Припев этой песни «Глори, глори, аллилуйя» знает, наверное, каждый американец.
Южане же приняли свой гимн официально. Это была песня «Боже, храни Юг», созданная Эрнстом Халфиным и Чарльзом Эллерброком. К сожалению, музыка была вариацией британского гимна «Боже, храни короля», отчего не завоевала большой любви на Юге, считаясь официозом, подобно «Первому выстрелу…». Хотя текст песни очень хорош.
Ну как не проникнуться мрачной решимостью слов: «Хотя врагов трое против одного, каждый будет сражаться… Сражайтесь, пока война не будет выиграна, сражайтесь, даже если нас ждёт смерть!»
А слава народного гимна досталась песне «Дикси», считавшейся воплощением духа Конфедерации. Кстати, «Дикси» была любимой песней президента Линкольна. С её исполнения началась инаугурация 1861 года, её же сыграли на похоронах «дядюшки Эйба».
Песни, которыми завершилась война
Уже после окончания боевых действий было создана композиция, рассказывающая об апофеозе военных достижений армии Союза — марше армии генерала Уильяма Шермана к морю. Эта военная операция буквально рассекла тело Конфедерации, лишила восточную часть страны помощи с запада и стала началом конца этого государства.
«Мятежники сказали, что солдаты Шермана никогда не дойдут до побережья. А мы просто шли по Джорджии», — пели победители.
Ещё одним памятником победы, исполняемым по сей день, стало музыкальное творение американского композитора Аарона Копленда, — оратория «Портрет Линкольна». Это очень пафосное произведение для симфонического оркестра, в котором звучат отрывки из самых знаменитых речей Линкольна.
Замени Линкольна на Ленина — и подобное могло бы с успехом звучать на торжественном концерте в честь открытия очередного съезда КПСС в СССР 1970-х годов.
Гражданская война в США осталась в музыке не только как тема для песен. Композиторы за этот совсем небольшой период времени создали множество вальсов, маршей и музыкальных пьес, предназначенных для исполнения дома или на балах. Все эти произведения носили названия, хорошо отражающие своё время. Вроде: «Генерал Джексон — Каменная стена», «Уллис Грант — наш человек» или «Гранд-марш генерал Ли».
Композитор Балкотт из Нового Орлеана особенно отличился: в самом начале войны он написал музыку с таким замечательным названием, как «Прощай навсегда, звёздно-полосатый флаг». Ведь южане искренне верили в свою победу, хотя их дело было совершенно безнадёжным.
Келли упоминает ещё одну разновидность народного творчества на той войне, у нас это называли бы частушками:
Девчонки наши – хоть куда:
Они и шьют, и вяжут,
И рады будут для солдат
Пописать, коль прикажут.
Азннаете, почему пописать? Потому что из мочи добывали селитру, и сбор ее был одним из видов тыловой благотворительнности…
Характерным для американских милиций были сильные оркестры, множество выборных начальников и отсутствие желающих им подчиняться.