Пеплумы — это фильмы на библейские и античные сюжеты. Как появился и как развивался жанр, к чему мы пришли сейчас, — в нашем материале.
Первая волна
Много веков люди говорили прозой, не подозревая об этом, — так и режиссёры снимали первые пеплумы, не зная, что этот жанр получит такое название.
Это слово восходит к греческому «пеплос», что означает верхнюю женскую одежду. Термин, наряду с «меч и сандалии», использовали критики в своих отзывах на фильмы об Античности. Пеплум «приклеился» — и стал использоваться фанатами.
Фишкой этих фильмов являются масштабные батальные сцены, когда тысячи воинов рубят и колют друга друга, а также — как правило — большой бюджет. В центре известные исторические либо легендарные персонажи – Цезарь, Клеопатра, Одиссей…
Первая волна пришлась на эру немого кино. Тогда много фильмов этого жанра снимали в Италии. Так, целый цикл лент был посвящён античному герою Мачисте.
Это герой был хорошо известен в СССР. «Ипполита Матвеевича за большой рост, а особенно за усы, прозвали в учреждении Мацистом, хотя у настоящего Мациста никаких усов не было».
Советский Союз не стоял в стороне. В 1926 году первый фильм про античность создали на Одесской киностудии. Разумеется, это был «Спартак», по одноимённому роману Джованьоли. К сожалению, лента не сохранилась.
Когда наступила эра звукового кино, в Италии в 1937 году на экраны вышел «Сципион». Сейчас чёрно-белые кадры боя легионеров с карфагенскими слонами выглядят чуть ли не как кинохроника. Фильмы этого жанра снимались и в других странах, но самое вкусное появилось позже.
Золотой век пеплумов
Золотой век пеплумов пришёлся на конец 50-х–начало 60-х годов.
По количеству снятых картин лидировала Италия. В киностудии «Чинечита» их пекли словно пиццы; например, Гераклу посвятили девятнадцать фильмов — больше, чем было подвигов! Вновь вернулись и к Мачисте: всё это были малобюджетные фильмы о приключения мускулистого супермена. Таким же был и Урсус («Медведь»), сошедший на экраны со страниц Quo vadis? Генрика Сенкевича.
Но самые известные картины снимали в Голливуде: именно там правили бал размах, кровавые батальные сцены и имперский шик, за что мы и любим фильмы этого жанра.
В 1959 году был снят «Бен-Гур» — римейк немого фильма 1907 года по роману генерала северян Лью Уоллеса. Фильм получил рекордное количество наград — 11 «Оскаров». Догнал его только «Титаник», а затем — «Властелин колец».
К историчности «Бен-Гура» есть претензии. Ну какая морская битва могла произойти в первом веке нашей эры, когда Средиземное море было «внутренним озером» Римской империи? Судя по всему, часть «Оскаров» дали за то, что фильм был «правильный», на библейскую тему. В СССР картина не закупалась и была неизвестна.
В 1960 году на экраны вышел «Спартак» Стэнли Кубрика с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм был пронизан «левым» духом. Говард Фаст, чью книгу экранизировали, являлся членом компартии, в 1950 году за свои взгляды оказался в американской тюрьме — и именно там начал писать роман.
Выглядит парадоксально, но батальные сцены этого кинофильма были сняты во франкистской Испании. В них задействовали восемь тысяч испанских солдат.
Нам тяжело представить масштабы киноконвейера той эпохи. За несколько лет после выхода «Спартака» наштамповали ещё два десятка фильмов о гладиаторах! Италия тоже не осталась в стороне от этого праздника жизни.
Клеопатра уходит в закат
Но ваше слово, товарищ Голливуд! Всё затмила «Клеопатра» (1963) режиссёра Джозефа Манкевича, с Элизабет Тейлор в роли легендарной египетской царицы. Морская битва у мыса Акций смотрелась потрясающе! Фильм получился роскошным, но чудовищно дорогим; считается, что он похоронил всю эпоху. Полная версия длится более четырёх часов. Конечно, это смотреть тяжело, но… Искусство требует жертв!
Впрочем, пеплумы продолжали выпускать ещё несколько лет. В 1964 году была снята картина «Падение Римской империи». Затем легионный значок, выпавший из слабеющих рук Голливуда, подхватили в Европе. В конце 60-х там вышли «Даки» и «Колонна», известные советскому кинозрителю. В версии, сокращённой вдвое, у нас видели и немецкий фильм «Битва за Рим».
В 1976 году по книгам Грейвза в Великобритании сняли сериал «Я, Клавдий». А в 80-е прошла ещё одна небольшая волна фильмов этого жанра. Запомнились там, прежде всего, порнопеплумы про Калигулу.
В Советском Союзе снимали немало фильмов про Средневековье. Но если вынести за скобки телеспектакль «Эзоп» и «Комедию о Лисистрате», пеплумы у нас не делали — зато делали красивые рисованные мультфильмы про древних греков!
Впрочем, это только присказка — сказка впереди.
Новая эра
В рамках одной статьи невозможно даже кратко рассказать обо всех пеплумах. Поэтому упомяну лишь самые яркие.
К Античности в кинематографе вернулись на рубеже веков. В 1999 году вышел минисериал «Клеопатра» с Тимоти Далтоном в роли Юлия Цезаря. Это была разминка.
Новое слово сказал Ридли Скотт, сняв «Гладиатор». Это — римейк «Падения Римской империи», куда добавлены яркие сцены из «Спартака» и «Бен-Гура». Компьютерная графика позволила сэкономить на массовках. Впрочем, на историзме тоже сэкономили, в угоду зрелищности.
«Гладиатор» прошёл с большим успехом — и дал старт новой эре фильмов этого жанра.
В 2004 году вышла «Троя» Вольфанга Петерсона, по мотивам «Илиады». Правда, историзм там хромал на обе четыре ноги. Воины показаны с круглыми щитами и в шлемах с гребнями — ведь все привыкли видеть древних греков именно такими, а доспехи крито-микенской эпохи вызвали бы недоумение.
При этом киношники попытались ввести моду на историзм. Так, в «Страстях Христовых» (от Мэла Гибсона) говорили на древних языках. Этот фильм на библейскую тематику многократно отбил свою кассу.
Одним из самых интересных стал фильм «Александр» (2004). По сюжету соратник великого полководца Птолемей уже на склоне лет диктует мемуары. Но ведь память имеет свойство слабеть! Так что этот художественный приём нейтрализует все огрехи фильма.
Главный плюс — битва при Гавгамелах. Да, это образец, — так надо снимать! Там есть все: и правильные сариссы, и крупные планы… Однако в американском прокате фильм провалился.
Историзм «не продаётся»!
После этого киноделы начали потихоньку закругляться. Пеплумы всё ещё снимали, но уже не такие пафосные и масштабные.
Пеплум умер — да здравствует пеплум!
В 2009 году была снята «Агора» испанского режиссёра Алехандро Аменабара. Внезапно главный герой — не гладиатор и не император, а Гипатия — женщина-учёный, жившая в Александрии.
Но не спешите закапывать гладиусы и перековывать пилумы!
По мотивам книги Розмари Сатклифф сняли два фильма про римских воинов на севере Британии: «Центурион» (2010) и «Орёл IX легиона» (2011). Правда, сейчас историки уже знают, что IX легион вовсе не пропал без вести в Каледонии, но эта красивая история так и просится на экраны.
Не забыли и про Грецию — поэкспериментировали с жанром, экранизировав комикс Фрэнка Миллера о спартанцах.
This is Sparta-a-a!!!
Нуарный фильм вышел на порядок менее историчным, чем «300 спартанцев» Рудольфа Мате (1962). (Тот фильм был с возрастным ограничением «16 лет», но, наверное, все советские мальчишки его видели. И хотели быть как спартанцы, как Леонид!)
Пробовали и новые форматы. В 2004-2006 годах студия «Чинечитта» сняла сериал «Рим», посвящённый, наверное, самому интересному периоду истории этого государства — гражданским войнам I века до н.э. Всего вышло два сезона.
Однако в 2007 году пожар уничтожил все декорации и поставил крест на надеждах фанатов на продолжение.
Пора уже выстроить в масштабе 1:1 макет Древнего Рима из кирпича и бетона, которому не страшны огонь и туристы!
А в 2010-13 годах сняли четыре сезона сериала «Спартак». Батальные сцены во Фракии и во время восстания рабов получились убогими, но схватки на арене, дух гладиаторской школы удалось передать очень ярко. Впрочем, не факт, что достоверно…
Затем в Голливуде перешли на экранизацию античных мифов — точнее, создание блокбастеров по их мотивам, но быстро наигрались.
Но не только. В 2014 годы был снят фильм–катастрофа «Помпеи». Правда, от сюжета оригинальной книги Роберта Харриса практически ничего не осталось.
Римейки всегда имеют шанс на успех, поскольку не нужно тратиться на рекламу. «Бен-Гур» (2016) Бекмамбетова — уже четвёртая экранизация романа; но времена изменились, и успех фильма 1959 года режиссёр повторить не смог.
Итальянцы не забыли, что когда-то они были главным конвейером фильмов этого жанра, и в 2019 году сняли картину «Первый царь» про Ромула.
Заявила о себе и Испания. Там сняли сериалы Hispania, la leyenda («Испания, легенда») про войны кельтиберов, а также Justo Antes De Cristo («Незадолго до появления Христа»). Испанский кинематограф вообще за последние годы создал немало интересных вещей, у нас практически неизвестных.
Этой осенью на экраны вышел снятый в Германии сериал «Варвары». Первый сезон посвящён Арминию и разгрому римлян в Тевтобургском лесу.
Очевидно, к пеплумам кинематограф будет возвращаться неоднократно — и жанр всё же не исчезнет с экранов.
Забыли упомянуть весьма не плохой фильм для своего времени на редкую тему противостояние готов и византийцев- “Битва за Рим” 1968г.
Видимо, вы пропустили:
“В версии, сокращённой вдвое, у нас видели и немецкий фильм «Битва за Рим».”
Вообще сериал “Одиссея” Кончаловского на удивления хороша. Именно как экранизация эпоса:) “Троя” Петерсена при всех ее минусах весьма добротна именно в игре актеров. Как кхм… удивляется Гектор глядя на результат броска копья Ахиллом:)) А вот с доспехами там не то чтобы накосячили, я думаю пытались “и вашим и нашим” Прямых аналогов доспеха из Дендры нет и шлемы более позднего периода, но нечто “вроде как бы отличное” от античности присутствует. Почему не наделали реплик настоящих тогдашних доспехов, которые просто чудовищно кинематографичны не знаю.
А еще РИМ от НВО; сериал вполне себе годный и весьма атмосферный, хоту, уверен, что найдется немало критиков, мл раньше так не одевались, такое не носили, воевали тоже не как в кино и прочее. Но лично мне сериал зашел.