После выхода России из Договора по открытому небу самолёты, предназначенные для наблюдения за США в его рамках, остались без работы. Но ненадолго — уже есть планы по их новому применению.
Агентство «РИА Новости» сообщает со ссылкой на «два военно-дипломатических источника», что самолёты Ту-214ОН, созданные для контроля военных объектов США в рамках Договора по открытому небу, не останутся без дела. Пока идут формальные процедуры выхода России из договора, машины будет стоять на консервации, а в дальнейшем их приспособят для разведки и контроля безопасности российских военных объектов. Смогут самолёты применяться и для других вещей — оценки эффективности полигонных испытаний оружия, контроля за учениями и т.п.
Два самолёта Ту-214ОН были построены в ОАО «Туполев» на базе пассажирского лайнера Ту-204 специально для ведения наблюдения за военными объектами США в рамках Договора по открытому небу. Они были оснащены всем разведывательным оборудованием, разрешённым договором, а также бортовым вычислительным комплексом, обрабатывающим полученную информацию. Хотя построены самолёты были ещё в 2011 и 2013 годах, американцы долго не допускали их к полётам над своей территорией, опасаясь, что среди прочей аппаратуры коварные russkies запрятали что-то, не предусмотренное договором и, соответственно, узнают то, чего им знать не положено. Лишь весной 2019 года произошла первая инспекция с участием Ту-214ОН.
Договор по открытому небу разрешает свободные полёты невооружённых разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-участниц. Его целью является укрепление доверия между странами за счёт взаимного контроля активности вооружённых сил. До недавнего времени в договоре было 34 участника, но сначала его с громким скандалом покинули США (грозные боевые пляски продолжались весь прошлый год, формальный выход из договора произошёл 22 ноября 2020-го), а потом, куда более скромно, оставила и Россия (об этом было заявлено 15 января 2021 года).
Интересно, что информации о других самолётах-разведчиках, использовавшихся для полётов в рамках договора, пока нет — то ли это не настолько дорогие и уникальные образцы, как Ту-214ОН, то ли они просто не настолько специфичны и проще могут быть перепрофилированы под новые задачи.