Версальский мир наложил на Германию тяжёлые ограничения, в том числе и в области авиации. Однако уже в 1926 году немцы совершенно законно вернули себе право проектировать и строить современные самолёты. Как они этого добились — читайте в этой статье.

В ходе Первой мировой войны Имперские военно-воздушные силы Германии показали себя очень сильным и опасным противником. Поэтому союзники, диктовавшие условия побеждённым, помимо полного уничтожения или реквизиции материальной части немецких ВВС постарались максимально ограничить Берлин в возможностях проектировать и строить самолёты с ТТХ, отвечающими требованиям ведения современной воздушной войны.

Вести дуэль в небе с Красным бароном — это красиво и романтично, но больше не хочется.

Версальский мирный договор содержал отдельный раздел, посвящённый ограничениям военной и гражданской немецкой авиации. Германии было запрещено иметь или проектировать и строить как боевые, так и транспортные, пассажирские или спортивные самолёты, чьи ТТХ превосходили бы установленные жёсткие ограничения по скорости, дальности и практическому потолку полёта.

Да, немцы изыскивали окольные пути, размещая свои КБ и организовывая производства за границей, но имевшиеся запреты ставили крест на идее возрождения массовой авиации, современной авиапромышленности. Обойти их скрытно не представлялось возможным из-за самой сути массовой современной авиации — скрыть её в небе невозможно.

Решение нашёл руководитель отдела авиации в транспортном министерстве Веймарской республики Эрнст Бранденбург. Бывший боевой лётчик, потерявший ногу во время Первой мировой, он искренне любил авиацию и не желал мириться с ограничениями, сдерживающими её развитие в Германии. При этом он прекрасно осознавал, что победители добровольно не пойдут на уступки. Поэтому Бранденбург творчески подошёл к изучению положений Версаля, надеясь отыскать в них лазейку, способную снять с Германии тяжёлое бремя запретов.

Эрнст Бранденбург

Одним из обстоятельств, которое привело к триумфу немецкой казуистики, было географическое положении Германии. Воздушное пространство страны, занимающей самое сердце Европы, активно использовалось самолётами Великобритании, Франции и Нидерландов, летающими в Восточную Европу и далее, в колониальные владения. При этом самолёты были вынуждены пользоваться услугами немецких аэродромов, совершая там промежуточные посадки по техническим и экономическим причинам.

Первого января 1923 года, после того как Контрольная комиссия союзников вынесла вердикт об окончательном разоружении немцев в части военной авиации, Германия вернула себе право контроля над своим воздушным пространством. Эрнст Бранденбург заверил союзников в том, что Веймарская республика намерена жёстко придерживаться условий Версальского мирного договора. И немцы действительно немедленно начали выполнять эти условия, строго придерживаясь буквы закона.

Один за другим они принялись арестовывать пассажирские самолёты Англии и Франции, совершавшие посадки на немецких аэродромах.

Особенно пострадала при этом Франко-Румынская авиационная кампания, в короткий срок лишившаяся тринадцати самолётов. В ответ на возмущение владельцев пострадавших авиакомпаний немцы спокойно сообщали, что их самолёты арестованы в соответствии с 314-й статьёй Версальского договора. Эта статья запрещала полёты в немецком воздушном пространстве любых воздушных судов, как Германии, так и дружественных ей держав, чьи характеристики превышали ограничения, установленные на немецкую авиапромышленность. Статью эту союзники ввели как раз для того, чтобы немцы, даже развернув запрещённую промышленность в дружественных государствах, не могли воспользоваться её продукцией в своём небе.

Самолёт Франко-Румынской авиакомпании

Мило улыбаясь, Бранденбург заявил, что ввиду того, что Веймарская республика считает Великобританию и Францию безусловно дружественными государствами, данные ограничения распространяются и на их самолёты. Как говорится, закон суров, но он закон. Разумеется, Германия готова к диалогу и может, совместно с союзниками, пересмотреть некоторые положения Версальского договора…

Авиакомпании Франции и Великобритании несли колоссальные убытки, попытки проложить маршруты в Восточную Европу в обход Германии привели к серьёзному удорожанию перевозок и их спаду. Союзники были вынуждены сесть с немцами за стол переговоров. Результатом стало Парижское воздушное соглашение, принятое 21 мая 1926 года.

Отныне все установленные ограничения на постройку и использование транспортных, пассажирских и спортивных самолётов снимались. Теперь немцы могли проектировать, испытывать и строить машины любой дальности, скорости и потолка полёта. Этот прорыв привёл к огромным инвестициям в немецкую авиапромышленность и в немецкие авиакомпании. Созданная в 1926 году «Люфтганза» стала крупнейшей авиационной компанией в мире, а немецкие конструкторы начали создавать самолёты, как минимум не уступавшие зарубежным машинам.

Это всё пассажирские самолёты, вы не думайте…

И, хотя Германии всё так же было запрещено иметь собственные ВВС, практически все создаваемые немцами пассажирские и транспортные самолёты имели возможность после небольшой переделки превратиться в полноценные бомбардировщики и разведчики, а строившиеся спортивные машины несли легко узнаваемые черты истребителей.

Немецкие авиакомпании и спортивные авиаклубы стали кузницей лётных кадров, умеющих пилотировать современные скоростные и манёвренные машины. Всё это стало тем фундаментом, на котором пришедшие к власти нацисты смогли стремительно вырастить люфтваффе, ставшие одним из ключевых факторов военных успехов Германии на начальном этапе Второй мировой войны.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий