Синематограф — это искусство. Одним из его ярчайших составляющих являются всевозможные спецэффекты, которые используются во множестве фильмов. Как готовятся взрывы в кино, зачем нужны резиновые винтовки Мосина и где должен учиться пиротехник? На эти и другие вопросы мы попросили ответить специалиста по специальным эффектам на кинопроизводстве Олега Савцова.

Расскажи, а как ты стал специалистом по специальным эффектам?

На самом деле, история простая и в чём-то даже обыденная. На одном военно-патриотическом мероприятии, будучи участником, я познакомился с человеком, который являлся одним из двух основателей компании, подготавливающей специальные эффекты в кино. Мы пообщались, но не очень плотно. Через год после той встречи я уволился с основной работы и напросился на съёмочную площадку какого-то сериала посмотреть, как создаются спецэффекты. Чем-то это меня зацепило, понравилось и уже через месяц я работал в качестве помощника в нашей компании «Группа специальных эффектов», параллельно проходя обучение.

Обучение? А разве есть какой-то колледж или техникум, где готовят специалистов по этой профессии?

Технически — нет. Если новичок жаждет знаний, то получить он их сможет только на практике от более опытных товарищей. Как готовятся взрывы, какое оборудование используется при подготовке, как обеспечивается безопасность в процессе съёмок — всё узнаётся на съёмочной площадке.

А корочки или какие-либо документы, подтверждающие вашу квалификацию, необходимы?

Да, нужно как минимум пройти курсы пиротехников-фейерверочников при аккредитованной организации. В нашем случае обучение проходило в Сергиевом Посаде. Только после прохождения соответствующих курсов ты получаешь заветную бумагу, в которой написано, что теперь такой-то «имярек» имеет знания и может применять пиротехнику по третьему классу опасности.

А это насколько больно?

Третий класс опасности — это фейерверки, петарды и их аналоги. Именно изделия такого класса (не более) применяются на съёмочной площадке.

То есть такие изделия используют все пиротехники на съемочных площадках в России?

Да, только, на мой взгляд, не «пиротехники», а «специалисты по специальным эффектам». Дело в том, что «пиротехник» в Советском Союзе был достаточно узконаправленным работником кино. Сейчас же «специалист по спецэффектам» занимается подготовкой очень широкого ряда эффектов. Это и погодные: снег, дождь, град, ветер; и пиротехника в классическом понимании: имитация взрывов, эффекты стрельбы, дымы, горение; и обеспечение трюков, работы пневмопушек, и прочее, прочее, прочее.

А раз мы знаем, как это работает, то всегда принимаем участие в согласовании съёмок с режиссёрами и операторами.

Если хочется сделать красиво — надо творить и изобретать нестандартные ходы.

Как происходит подбор специалистов по специальным эффектам для конкретного фильма?

В основном по «сарафанному» радио подбирают те команды, с которыми лучше всего работалось прежде директору картины, продюсерам и другим ответственным за производственную часть лицам. В группе специалистов по спецэффектам всегда есть руководитель, который общается с режиссёром и оператором и доносит своё видение того или иного эффекта до них.

Как происходит подготовка специального эффекта?

Для начала режиссёр или оператор ставят конкретную задачу: «снять то-то и то-то». Бригада, работающая над созданием спецэффектов, прикидывает, какие ресурсы надо задействовать для съёмок этой сцены, сколько времени понадобится на подготовку и прочие детали, которые необходимы в данном случае.

Возьмём, для примера, задачу, по которой легковой автомобиль должен красиво улететь с дороги. Допустим, причиной такого нестандартного поведения стал взрыв заложенной «бомбы». Раз уж нельзя взрывать по-настоящему, то придётся разделить этапы катастрофы на отдельные подпункты.

Чтобы сбросить машину с дорожного полотна, в неё предварительно устанавливается пневмопушка, чей ствол через отверстие в днище смотрит на асфальт. В нужный момент из орудия в трассу с силой не менее 80 атмосфер (на самом деле зависит от веса автомобиля) бьёт поршень, который и откидывает транспорт с шоссе.

Параллельно с этим мы установили имитационный заряд, который вместе с толчком поршня срабатывает в нужный момент, выбрасывает искры, пламя, дым и прочие сопутствующие качественному взрыву эффекты.

Чтобы машина катилась по склону красиво, к ней крепят, например, специальные тросы, с помощью которых задают вектор и скорость кручения авто.

В конечной точке машина должна красиво погореть и взорваться. Тут тоже есть нюансы. Допустим, из неё должен выползти человек до взрыва. Он может гореть, может не гореть. Надо учесть, сколько времени потребуется, чтобы именно эта конкретная легковушка не прогорела полностью, пока каскадёр не отыграет свою часть.

Если не успели или автомобиль должен гореть ещё и после сцены падения с дороги — например, на её фоне происходит разговор главных героев, — то приходится такую машину ещё дожигать.

А как это?

Дело в том, что в обычном состоянии техника прогорает минут за десять до состояния «полного нуля». Съёмочный день может тянуться гораздо дольше, а оператор «одним кадром» не успеет снять всю сцену. В таком случае обычно берут специальный горючий состав, поливают им машину и поджигают. Для другого способа внутри остова устанавливают газовые горелки, поддерживающие пламя длительное время. Хотя самый простой, но «вонючий» вариант — кинуть внутрь несколько старых покрышек и поджечь их.

Очень уж они хорошо полыхают!

Вот в таком состоянии «горящая» машина может существовать ещё часов восемь-десять, пока режиссер не скажет: «Стоп, снято».

Специальные смеси, пиротехнические заряды, пневмопушки… а откуда это всё берется? Это же явно нестандартное оборудование. Или я ошибаюсь?

Начнём с пиротехники. В производстве кино используются заранее подготовленные, проверенные уполномоченными органами заряды. За сертификацию и лицензирование всех пиротехнических изделий, а также за допуски по работе с ними в нашей стране отвечают уполномоченные организации.

Такие имитационные средства производятся различными фирмами (в России основная компания — PyroFX) и покрывают всю необходимую номенклатуру, требуемую на площадке. Это имитация взрывов различных калибров, эффектов попадания пуль и многое, многое другое. Собственно, имея на руках лицензию пиротехника и допуск на работу с такими изделиями, я могу их приобретать для конкретного кинопроекта.

С остальными устройствами ситуация кардинально иная. Пневмопушки, ветродуи и прочее оборудование собирается каждой командой вручную под себя. Нет, конечно, там есть какие-то агрегаты заводского производства, но вот сказать, что это на сто процентов изделие, которое можно купить в магазине, — нельзя.

Возьмём, например, ветродуй нашей «Группы специальных эффектов». Он изготовлен на базе двигателя от ГАЗ-66 и имеет мощность в 150 л/с (потоком воздуха можно легко сдуть человека с дороги). Для мобильности вентилятор установлен на автомобильный прицеп, потоками управляют с помощью закрылок, а также к ветродую подведена система задымления. Далее это всё смонтировано в один рабочий комплекс, запитано, а также настроена необходимая нам в работе электроника. Только тогда на выходе мы получили один из множества необходимых в нашей работе инструментов.

Иногда требуются уникальные устройства, изготовление которых требует специфического инженерного склада ума и изобретательности. Например, нужно показать в кадре как из человека хлещет кровь. Сделать это можно двумя способами: сжатым воздухом и накачкой с помощью электромотора.

Обычным пакетом с киношной кровью под рубашку тут не обойдешься, и в дело идут прозрачные шланги, нагнетатель, электродвигатель, насос, бачок от стеклоомывателя и многое другое. В итоге получается нечто, отдаленно напоминающее по принципу работы огнемёт, выбрасывающий киношную кровь с помощью сжатого воздуха.

Ярко, ненатурально, но жутко красиво!

И с помощью всего этого мы показываем в кино копии реальных взрывов и выстрелов?

Не копии, нет. Наша задача сделать КРА-СИ-ВО, а не как в реальности. Дело в том, что синематограф должен развлекать людей. Если режиссёр будет им показывать настоящую работу сапёров, то в кинотеатры зрители не пойдут на это смотреть, ибо скучно, утилитарно и максимально эффективно.

То есть это не совсем натурально, зато отлично выглядит на экране?

Да. Поэтому, например, человек, наступивший на «мину», на самом деле подходит к закопанному в землю конусу, в который положены пиротехнический заряд, торф, земля и прочее необходимое. В нужный момент киношная «мина» активируется, в воздух летят комья земли, пыль, а человек улетает из кадра на тросе, после чего приземляется на страховочные маты (хотя это уже работа каскадёров). Если попутно требуется сломать рядом стоящее дерево, то мы берём устройство для сваливания деревьев, работающее на шарнирах, подпиливаем нашу сосну или березу, устанавливаем эту приблуду там и точно так же активируем в нужный момент.

Если режиссёр хочет снять просто взрыв машины, то нет ничего сложного — закладываем один пиротехнический заряд, дым. «Камера, мотор, начали», — бахнули, сняли, закончили.

Другое дело, если бюджет позволяет заморочиться, — тогда машина подпиливается в нужных местах, устанавливаются несколько зарядов, специальных «мортир», и в момент «взрыва» авто контролируемо разваливается на части.

С красивым грохотом в разные стороны летят двери, капот, крыша и прочие элементы. Но именно туда, куда хочет специалист по спецэффектам.

Повторюсь: красота каждого кадра в фильме зависит от виденья режиссёра и оператора. Наш голос — только совещательный, хотя мы можем изобразить почти всё.

Как обеспечивается безопасность при проведении съёмок специальных эффектов?

Ответственность за безопасность в таких случаях несут те, кто работает со спецэффектами. Если что-то случается в этот момент на площадке, то крайним будет только этот человек и никто другой. Случаи, конечно, бывают, но они крайне редки и, слава богам, в моей практике их не было.

Сколько человек обычно в команде по специальным эффектам?

Зависит от сложности проекта и ставящихся задач. У нас бывало, что на площадке работал один специалист, а порой ­и пятнадцать. Но обычно всё же не больше трёх. Этого хватает, поверьте. Также стоит отметить, что ответственный за специальные эффекты ещё и заведует «оружейной» частью съёмочного процесса.

Есть ли боевое оружие в кино?

Только если в съёмках участвуют части, задействованные от министерства обороны. Тогда прибывают солдаты со своим штатным вооружением. Специалисты по спецэффектам к нему не имеют никакого отношения — это не наша головная боль.

В иных случаях для производства кино берётся охолощённое оружие: СХП или массогабаритные макеты — ММГ. В таком случае «стрелковку» предоставляет компания, которая будет заниматься специальными эффектами.

Цели и применение на площадке оружия могут быть разными. Если требуется красиво (или нет) упасть в кадре со «стволом» в руках, то берётся максимально крепкая и опустошённая от лишних внутренних механизмов «железяка» или резиновый макет оружия, который не сломается от первого чиха и не нанесёт травму актёру.

Например, у нас на складе массово лежат «винтовки Мосина», у которых от настоящей винтовки есть только деревянное ложе, а всё остальное отлито из резины. Их мы используем, если в кадре фильма про Великую Отечественную войну требуется создать массовость вооружённых людей, перемещающихся на заднем плане кадра.

Многие образцы СХП, которые должны стрелять в кадре, не производятся нашей промышленностью: ПК, ДШК, НСВ «Утёс», например. Их изготавливают для специалистов по спецэффектам по отдельному заказу. Весь вопрос только в деньгах. Но купить «киношный ствол» — это только полдела. Его нужно ещё красиво подготовить к съёмкам. Сюда входят как закупка внешнего обвеса — фонариков, прицелов, тактических рукояток и тому подобного, — так и банальная покраска оружия.

Неужели это так важно?

Для достоверности? Да. Возьмём для примера бойцов современных ССО России, США или любой другой страны: мы увидим только современное, подготовленное и покрашенное под цвет местности оружие. Никакого чёрного цвета и стандартных частей.

…и тут мы снова обращаемся к режиссёру — всё зависит от него. Скажет: «Красиво» — ок, мы сделаем «красиво»; а если продюсер скажет: «Денег нет», — ну что же, будут спецназовцы в кино «оперировать» стандартными АК-74.

Сколько денег зарабатывает за съёмочный день специалист по специальным эффектам?

На самом деле, не так много. Средняя ставка специалиста по спецэффектам составляет около семи тысяч рублей за одну смену. Причем смена может быть любой продолжительности, хотя за каждый час сверхурочных после 12 часов съёмок идет доплата в тысячу рублей.

Самый короткий съёмочный день в моей жизни составил тридцать минут. Правда, до этого мы пять часов ехали в Воронеж, а на месте снималась только сцена выстрела из пистолета. «Камера, мотор, начали», выстрел.

«Спасибо, пиротехники свободны», — и пять часов обратно домой.

А самая длинная смена тянулась 23 часа — на съёмках фильма «Ночные стражи». Из-за того, что у съёмочной группы остались последние сутки в арендованном павильоне. Аврал, спешка, сорванные сроки, а в результате — куча работы и огромное напряжение для всех задействованных в процессе.

То есть «за всё про всё», с кучей ответственности и нерегулярными съёмкамивсего семь тысяч за день?

Да, всё так. Дополнительные деньги можно заработать, если есть договорённость об использовании личного автотранспорта и оборудования, — тогда денег получается побольше, но ненамного.

Бывает такое, что тебя просят войти в кадр на площадке. Первой такой ролью в моей практике как раз и была подмена каскадёра, которому по сценарию стреляют в ногу из ружья. Каскадёры уже разъехались, а сцену надо переснять. Сыграл неплохо, упал натурально, ну… вот так я попал на широкий экран.

Но вообще, совмещение на площадке не приветствуется от слова «совсем». Каждый должен делать свою работу.

Какой самый смешной случай произошёл в твоей практике во время съёмок?

На съёмках роликов RAID по игре Escape from Tarkov для имитации попадания пуль в человека использовался пейнтбольный маркер, заряженный шарами с пылью. При контакте с поверхностью такой «снаряд» выбрасывает облачко пыли, похожее на попадание пули.

В нашем случае я стрелял в шлем одному персонажу, после чего тот должен был упасть «убитым». Однако каскадёр не почувствовал попадания и продолжил воевать «на все деньги». Все посмеялись, всё проверили, проговорили, повторили, вновь выстрел …и человек снова не среагировал на попадание! Только с третьей попытки, после грозного рыка режиссёра и «долгих, вдумчивых объяснений» кадр был отснят как надо.

Но это был ещё не конец, ведь на недавних съёмках именно этот товарищ не почувствовал срабатывания у себя на голове уже пиротехнического заряда и продолжил бой, будучи по всем статьям «убитым»!

Роль специалиста по специальным эффектам не так видна в обеспечении съёмок, но без их работы современное кино потеряло бы всю свою яркость и красоту. Нам остаётся только сказать «огромное спасибо» за их нелёгкий, но такой интересный труд.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

2 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий