Конфликты на Ближнем Востоке показали, что в руках израильтян практически любой самолёт становится мощным оружием. Но были ли в истории Хель Хаавир откровенно плохие машины и какой самолёт можно назвать главной неудачей ВВС Израиля? Давайте разбираться.

Выбирать худший самолёт — дело неблагодарное. Как и худший танк, корабль или что-то ещё. Само понятие «худшести» — весьма относительно. В конце концов, как говорил один мудрый человек, самый лучший танк — это тот, который есть под рукой.

В отличие от «больших» стран, Израиль долгое время не имел развитой авиационной промышленности и никогда не производил собственных серийных боевых самолётов.

Первой разработанной и построенной на Святой земле машиной был IAI Arava — лёгкий транспортник укороченного взлёта и посадки. Провальным его назвать сложно: самолёт активно применялся в ВВС и экспортировался в полторы дюжины стран, а в 82-м году именно «аравы» были одними из носителей средств радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки.

IAI Arava

В том, что касалось боевой авиации, израильтяне предпочитали ориентироваться на хорошо показавшие себя иностранные решения и выбирали авиапарк очень долго и вдумчиво.

Вместе с крайне скудным бюджетом это практически не оставляло права на ошибку.

К слову, откровенных неудач и не было — почти все покупки хорошо себя зарекомендовали или как минимум нашли свою нишу в ВВС. Но это если мы говорим о тех временах, когда Израиль вообще мог выбирать, а так было не всегда.

«Стодевятый»

Главным претендентом на звание худшего самолёта в Израиле, без сомнения, будет немецко-чешский Avia S-199. Он был послевоенной модификацией самого знаменитого детища Вилли Мессершмитта — Bf-109, на который из-за потери запаса «родных» двигателей поставили тяжеленный Junkers Jumo 211 от бомбардировщика Ju-88. Самолёт получился сложным в пилотировании, с откровенно неудачной центровкой и морем новых проблем. Сложная посадка и слабое шасси и так были ахиллесовой пятой «стодевятого», а новый двигатель сделал эти проблемы совершенно чудовищными. Десять из 17 потерянных S-199 разбились во время взлёта или посадки и лишь четыре были потеряны в бою. Невысокий уровень подготовки лётчиков лишь усугубил ситуацию.

Из всех других израильских машин, пожалуй, только «Москито» мог составить чешскому «мессеру» достойную конкуренцию в бесславном конкурсе на самый аварийный самолёт. Британец имел те же проблемы со сложностью пилотирования, но его вклад в реальные боевые действиях был куда скромнее.

Любой самолёт, оказавшийся в те годы в Эрец Исраэль, обладал одним неоспоримым достоинством — он просто был.

Лучше летать на «плохом» S-199, чем не летать вообще. Так что «мессер» сослужил израильтянам добрую службу, хотя и был быстро заменён на более совершенные «спитфайры» и «мустанги».

Новая эра

В истории Хель Хаавир было три больших периода. Первый — с 1948 года и по начало шестидесятых включительно. Тогда Израиль получал самолёты по принципу «что смогли, то достали». В небе над Ближним Востоком часто встречались старые соперники — «мессеры», «спитфайры» и «мустанги». Причём израильские и британские «спитфайры» однажды воевали друг с другом.

Пришедшие им на смену Dassault Ouragan на момент поставки в самой Франции считались устаревающими — часть израильских бортов как раз была только что выведена из состава собственных ВВС Франции. Пожалуй, первыми современными самолётами, которые получили израильтяне, были Dassault Mystère, прослужившие аж до конца шестидесятых годов.

Dassault Mystère

Именно с появлением у израильтян первых «мистэров», а у их противников — МиГ-15, Ближний Восток вступил в эру «современной» реактивной авиации, когда противники вместо откровенного старья получали более-менее актуальную технику.

Конечно, Франция, США или СССР не горели желанием поставлять на Ближний Восток своё самое новое авиационное вооружение, но теперь израильтяне хотя бы могли перестать «донашивать» технику старших братьев.

Лучший самолёт этого периода выбрать несложно — это «Фантом», а вот худший…

Израильский «Фантом»

В это время евреи сами заказывали самолёты.

Им могли отказать в продаже чего-то, но было очень сложно что-либо навязать. Более того, часто они сами могли уговорить поставщика внести то или иное изменение в экспортные образцы.

Так, например, на «миражах» появилась пушка и исчез радар.

Немного особняком стоит французский «Вотюр», но в Израиле они занимали нишу фронтового бомбардировщика, в Египте характерную скорее для Су-7.

Каждый самолёт имел свои проблемы: «Мираж» был сложным в эксплуатации, «Фантом» на первых порах казался «утюгом», а «Скайхок» не имел форсажной камеры — но это не значит, что они были плохи. У каждого были свои плюсы, и все эти крылатые машины прожили в ВВС долгую и славную жизнь. На основе «Миража» так вообще был создан первый условно израильский серийный боевой самолёт — «Кфир». Его современные модификации могут нести РЛС с АФАР и ракеты средней дальности, а сама машина всё ещё предлагается на экспорт.

«Кфир»

После войны 1973 года, ставшей для израильтян неожиданно тяжёлой, Хель Хаавир запустили долгую цепь реформ, которые в итоге сделали ВВС Израиля одними из сильнейших в мире. Мастерство пилотов позволяло им обуздать практически любую «птичку».

Тандем лёгкого и тяжёлого многоцелевых истребителей F-16 и F-15 стал основой парка боевой авиации, постепенно вытеснив «фантомы» и «кфиры» на роль исключительно ударных машин, а потом и вовсе отправив их в музей. Однако считать проекты «Кфир» и «Лави» неудачными достаточно сложно: один дал вторую жизнь «миражам», а второй и в следующей жизни стал основным лёгким истребителем ВВС НОАК.

«Лави»

Неудачной покупкой для ВВС могли стать американские F-14, но по результатам испытаний израильтяне однозначно предпочли «орлов» «котам».

А вот если посмотреть на вертолёты, то откровенно неудачной можно назвать разве что покупку MD-500 Defender. В Израиле они появились только потому, что США отказались продать достаточное количество «кобр» и действительно смогли навязать сделку по «дефендерам». Винтокрылы оказались слишком маленькими, лёгкими и уязвимыми, а главное — обладали недостаточным радиусом действия даже с аэродромов подскока, созданных на Голанах. В итоге израильтяне избавились от них сразу, как только сумели убедить американцев продать им «нормальные» ударные вертолёты.

MD-500 Defender

Так какой из всего этого можно сделать вывод?

В истории Хель Хаавир, пожалуй, не было самолётов, которые можно безапелляционно признать провальными. Так уж сложилось, что долгое время у Израиля просто не было денег на покупку большого количества разных машин, а тем более на какие-то эксперименты — предпочитали надёжную и проверенную технику. Да и достаточно высокий технический уровень персонала ВВС позволял на месте «адаптировать» самолёты и успешно их применять.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Опять евреи каким-то уберменшами выставлены, которые и на откровенно паршивых машинах могут арабов бить

    • Не “могут”, а “били”. По причине в целом скверной подготовки арабских войск и, увы, крайне скверно отрефлексированного в СССР опыта Великой Отечественной

      • //Не “могут”, а “били”.

        А сейчас бить арабов они уже не могут?

          • А когда арабам надоедает бить друг дружку, то есть Израиль, который всегда готов отсыпать соседям живительных люлей.

  2. До получения американских самолетов Миражи однозначно превосходили МИГи арабов.
    А с получением американских самолетов вообще началась игра в одни ворота.

Добавить комментарий