Несмотря на то, что истории Великой Отечественной посвящены десятки тысяч работ, до сих пор в этом море информации остаются белые пятна. Одно из таких — боевые действия на Азовском море в 1941–1942 годах и формирование противником флотилии на этом театре. Об этом и пойдёт речь.

Выход немецкой 1-й танковой группы к Азовскому морю в октябре 1941 года произошёл в условиях, когда командование противника уже начинало осознавать неизбежное затягивание войны.

Парой месяцев ранее немцы не стали бы и заниматься данным вопросом, надеясь на быстрый захват приморской территории своими сухопутными войсками.

А осенью 1941-го у них уже возникла необходимость наращивать силы флота на Чёрном море и развёртывать их на Азовском.

Поэтому, захватив северное побережье Азовского моря, немцы немедленно приступили к созданию собственных военно-морских сил. Особенностью этого ТВД являлось то, что он почти всё время был изолирован от черноморского побережья, контролировавшегося немецко-румынскими силами. Западным берегом Керченского пролива нацисты владели слишком недолго. Просто перебросить часть кораблей и катеров кригсмарине из Чёрного в Азовское море длительное время не представлялось возможным.

Приходилось использовать иные варианты. Их было три.

Трофеи — в строй

Первый заключался в использовании судов и катеров, доставшихся немцам в захваченных с суши советских портах. Выход танков вермахта к северному побережью Азовского моря был достаточно неожиданным для советского командования и местных властей, поэтому завершить эвакуационные мероприятия не удалось.

В Бердянске после его оккупации фрицы обнаружили стоявшие на якоре 21 одномачтовую и две двухмачтовые шхуны водоизмещением 8-13 и 20-25 тонн соответственно. У пристани находились ещё семь одномачтовых судов. Одно из них имело дизельный двигатель мощность 65 л. с., остальные — бензиновые по 20-35 л. с. Все суда были в полной исправности. Кроме того, около десятка вымпелов нашли в затопленном состоянии.

Части дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» на подступах к Мариуполю

Мариуполь немцы захватили сходу, поэтому все предприятия достались им без особых разрушений, в том числе судостроительная верфь. Благодаря тому, что в порту сохранилось необходимое оборудование, противник смог почти сразу же начать подъём затонувших катеров. Так, уже 15 октября 1941 года был поднят катер с дизельным двигателем в 20 л. с., который планировалось ввести в строй за два дня.

В мариупольском порту немецкой добычей стало учебное парусное судно «Товарищ». Парусник был полностью исправен, на нём даже работала радиостанция. Немцы собирались использовать его в качестве плавучего узла связи командира порта.

Однако этим мариупольские трофеи не ограничивались. Согласно донесению командира порта от 20 октября 1941-го, в городе было захвачено: 35 рыболовных судов грузоподъёмностью от десяти до 30 т; лихтер в 1300 т; плавказарма; строящийся пароход водоизмещением 10000 т; танкер в 2400 т; 1000-тонный пароход в ремонте; танкер в 7500 т, не пригодный для плавания, но использующийся в качестве ёмкости для горючего. Наверное, самым ценным немецким приобретением были 3000-тонный плавдок и 40-тонный плавучий кран. Кроме того, был обнаружен затонувший ледокол, который планировалось поднять.

На 31 октября в порту имелось в наличии 43 рыболовных катера и ещё 19 ремонтировалось.

В Таганроге, в отличие от Мариуполя и Бердянска, у советских войск было время для эвакуации, поэтому там немецкие трофеи оказались небольшими: ремонтирующийся пароход водоизмещением в 1200 т, плавучий кран грузоподъёмностью 10 т, три моторных и три парусных рыболовных сейнера. Кроме них немцы нашли в гавани два затопленных сторожевых катера.

В Керчи в ноябре 1941 года фрицы захватили исправную моторно-парусную шхуну грузоподъёмностью 860 т и четыре рыболовных катера. После повторного захвата города в мае 1942-го в руки противнику попали 13 грузовых несамоходных судов общей грузоподъёмностью 980 т. Кроме того, семь небольших плавсредств были вооружены и использовались для охраны побережья и минных постановок.

В списках захваченных советских судов числились и боевые корабли специальной постройки, однако такие сведения содержатся в документах сухопутных войск, а не кригсмарине. Так что тут желаемое выдавалось за действительное.

Например, о трофеях в Таганроге штаб 1-й танковой армии сообщал следующее: захвачены два монитора со 100-мм артиллерией, два небольших боевых корабля, один вооружённый рыболовный траулер и один вооружённый пароход водоизмещением 1500 т. Что никак не подтверждается отечественными источниками.

Солдаты моторизованной пехотной бригады СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» в Таганроге

Благодаря использованию советских боевых единиц к концу 1941 года немцы смогли сформировать на Азовском море флотилию из рыболовных судов, которую предполагалось перевести на зимний период ледостава в Керчь или Феодосию. Правда, с высадкой советских десантов в декабре 1941-го этот замысел отпал сам собой.

В начале февраля 1942-го в Мариуполе в строю имелось 46 моторно-парусных судов и десять чисто парусных. Ещё десять ремонтировались. Только 20 из них имели компасы. Водоизмещение большинства составляло от шести до 20 т (только шесть были больших размеров), средняя скорость — четыре узла. В Геническе из наличных 44 моторных катеров только 27 можно было ввести в строй после текущего ремонта.

Суда из Германии

Второй вариант — это переброска малых кораблей и катеров из Европы по сухопутным коммуникациям. Катера были самые разнообразные — от пограничных до прогулочных.

Вот пара примеров. Шестого июля 1942 года в Мариуполь прибыли десять моторных катеров различных типов, в том числе восемь разъездных. Пятнадцатого июля из Киля были переброшены ещё 20 катеров. Отзыв о них заслуживает того, чтобы процитировать выдержку из архивного документа: «Речь идёт о моторных катерах различного типа, с разными моторами и т. д. Четыре катера имели дизельные, остальные — бензиновые двигатели. Большая часть катеров была представительского класса, предназначенная для увеселительных поездок на выходных. Они имели многочисленные удобства типа камбузов, туалетов и так далее, но не имели жизненно необходимых устройств для обеспечения мореходных и навигационных потребностей, таких как якоря, канаты, компасы и т. п. Большинство двигателей нуждались в профилактике».

Справедливость требует признать, что среди прибывших имелось три дизельных буксирных катера почти одинаковой конструкции, пригодных для военных целей.

Судя по всему, вооружение даже на катера, прибывшие из Германии, устанавливалось на месте. «Главным калибром», как правило, были 20-мм зенитные автоматы, которые дополнялись одним-двумя пулемётами винтовочного калибра. Так, в июле 1942 года группа хорватской флотилии, предназначенная для охраны побережья в районе Бердянск — Ногайск, состояла из восьми катеров. Каждый имел на вооружении пулемёт MG34. На четырёх судах пулемёт дополнял 20-мм автомат. Только на трёх из них имелись радиостанции.

Не пренебрегали немцы и их союзники и трофейным вооружением. По крайней мере, точно известен случай инициативного усиления вооружения катера хорватской флотилии советским станковым пулемётом. Запасы брони, захваченные в Мариуполе на заводе «Азовсталь», использовались для изготовления пулемётных щитов. Кроме того, на начальном этапе существования флотилии её боевые единицы вооружались трофейными 45-мм пушками.

Немецкие солдаты на катере в Керченском проливе

«Зибели» для кригсмарине

Последний, третий вариант был в известной мере развитием варианта второго. В немецких сухопутных и, как это ни удивительно, в военно-воздушных силах имелись свои собственные «боевые корабли». Речь идёт о знаменитых паромах типа «Зибель», сборно-разборная конструкция которых позволяла перевозить части парома в нужное место по суше. Затем паром монтировался и спускался на воду. Корпус катамаранного типа водоизмещением 140 тонн позволял устанавливать разнообразное артиллерийское вооружение калибром до 88-мм.

Численность «зибелей» была довольно большой. Так, на 19 августа 1942 года только в Геническе из-за минной опасности задерживался выход в Мариуполь 18 единиц. «Настоящие» боевые корабли появились на Азовском море только в августе 1942-го, когда немцам удалось провести через Керченский пролив в ходе специальной операции три быстроходные десантные баржи.

В задачи военно-морских сил противника на Азовском море входили обеспечение перевозки грузов в интересах сухопутных войск, прикрытие коммуникаций вдоль северного берега и пунктов базирования от ударов советских кораблей и авиации, противоминная оборона, в том числе траление.

Практически весь описываемый период витала идея высадки десанта на Таманский (в ноябре 1941 года дело дошло даже до расчётов десантовместимости имевшихся кораблей и судов) или Керченский полуостров, но она так и не была реализована.

Личный состав флотилии

Кроме материальной части создаваемой немецкой флотилии требовался личный состав. Первыми моряками на трофейных судах становились, как правило, армейские сапёры. Поначалу в принудительном, а затем и в добровольном порядке в состав экипажей включались советские граждане. Впрочем, эта добровольность была своеобразной. Перешедшего на сторону Красной армии в мае 1942 года «добровольца» Николая Илларионовича Максименко на немецкую службу призвали по повестке через полицию.

В октябре был решён вопрос об использовании на Азовском море Хорватского морского легиона. В конце октября 1941-го в документах противника стали появляться первые упоминания об участии катеров с хорватскими экипажами в боевых столкновениях с советской авиацией. К этому времени в Мариуполе уже были введены в строй и вооружены два катера. Чуть позже хорватский легион был разделён на флотилию тральщиков — куда вошли флагманский катер, четыре катера-тральщика (плюс ещё четыре в резерве) и катер-вехостав — и транспортную флотилию (все остальные плавсредства). Немецкое командование предписало во избежание недоразумений и «дружественного огня» нести на катерах по два флага: немецкий и хорватский.

По состоянию на 22 ноября 1941 года немцев на флотилии было совсем немного: один офицер и два матроса. Хорватов — 34 человека, советских граждан — 180.

Постепенно, с увеличением численности ВМС противника на Азовском море росла и численность немецких и хорватских моряков. Летом 1942-го экипаж обычного боевого катера насчитывал до семи человек, включая двух-трёх украинских добровольцев.

Построение личного состава на немецких паромах «Зибель»

В течение зимы 1941-42 гг. в основном был завершён восстановительный ремонт трофейных судов и катеров. Частично из Германии, частично из Военно-морской группы «Юг» поступило вооружение, в том числе тральное. Двадцать восьмого апреля 1942-го в Мариуполь прибыл транспорт с 733 морскими минами типа FMC. Началась установка оборонительных минных заграждений. Катера несли дозорную службу, сопровождали конвои, тралили советские минные банки. Началась настоящая война на море, хотя и небольшом по размерам.

История любит повторяться. Весной 1943-го уже советская сторона оказалась в аналогичной ситуации, воссоздавая свою флотилию на Азовском море при полном немецком контроле над Керченским проливом. Нам также приходилось обращаться к самым разным источникам для пополнения флотилии боевыми единицами. Советское командование даже пыталось использовать для этого трофейный паром «Зибель», попавший к нам после боя у острова Сухо на Ладоге. Но это уже совсем другая история.

Роман Ларинцев, Александр Заблотский

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

3 КОММЕНТАРИИ

  1. “Зибель” – конструкция страшная. По меркам Азова – супердредноут.

  2. К началу Великой Отечественной войны КЧФ состоял из 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.
    В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

Добавить комментарий