Чем вооружать самолёты: пушками или ракетами? Будущее — за последними, считалось в середине 60-х. Почему же тогда египтяне, летавшие на советских МиГах, вооружённых управляемыми ракетами, проигрывали?

Мы часто смотрим на арабо-израильские войны как на противостояние «сильного» с «умным», в котором «умный» раз за разом побеждает. Арабы традиционно находят множество причин своих поражений — коварство врага, предательство союзников и помощь противникам со стороны США.

Отдельную порцию сарказма в России всегда вызывают упоминания низкого качества советской техники — мол, все мы знаем, что мешает плохому танцору.

Правда, были случаи, когда арабы действительно могли пенять на советские самолёты и методики обучения. Последние во многом плохо подходили специфике войны на Ближнем Востоке, сильно отличавшейся от предполагаемой — и к счастью оставшейся лишь гипотетической — Третьей мировой.

Несмотря на то, что арабские пилоты заявили десятки, если не сотни, сбитых самолётов израильтян, в реальности потери евреев в воздушных боях за всё время арабо-израильских войн составляют не более 25 машин. И это с учётом различных «спорных» ситуаций.

Наиболее тяжёлой для израильских ВВС была Шестидневная война. Многие схватки первых дней конфликта происходили буквально над арабскими аэродромами под плотным огнём ПВО. В Войну на истощение египетским лётчикам удалось сбить пять самолётов противника (ценой потери нескольких десятков), в Войну Судного дня — от шести (израильская оценка) до двенадцати, а над Ливаном для арабов всё было и того хуже — у израильтян потерь не было вообще. И если в Ливане большую роль сыграло техническое превосходство евреев, то в шестидесятых и начале семидесятых годов стороны в этом отношении были практически равны … или не совсем?

Пушки или ракеты

Начнём с главного. У арабских пилотов в боевой подготовке был один чудовищный пробел — они не умели стрелять.

Других проблем у арабов тоже хватало, и при формально равном налёте израильский пилот, как правило, имел на порядок больший опыт учебных воздушных боёв в самых разных ситуациях. При этом если у израильских эскадрилий из-за постоянной ротации был примерно одинаковый уровень лётной подготовки, то с арабами всё немного сложнее. На одной авиабазе могли оказаться как опытные эскадрильи с пилотами, прошедшими огонь и воду, так и другие части, состоящие почти целиком из зелёных новичков.

Египетский пилот в кабине МиГа

Пушечное вооружение во многих странах мира считалось архаизмом, на смену которому придут управляемые ракеты. Эта ошибка дорого стоила американцам во Вьетнаме, а на французских «миражах» пушки остались лишь благодаря настойчивости израильтян.

Эталонной в плане сравнения можно считать Войну на истощение. МиГи и «миражи» встречались над условно нейтральной территорией, как правило, не несли бомб и искали боя друг с другом. Египтянам удалось сбить пять «миражей», и все — ракетами Р-3С. Израильтяне претендуют где-то на 70 сбитых самолётов, из которых не менее 50 подтверждаются разрозненными египетскими источниками. И тут начинается самое интересное.

Три четверти израильских воздушных побед в 1969 году и порядка половины в 1970-м были «пушечными».

А если смотреть на воздушные бои с МиГ-21, то доля «пушечных» побед будет ещё выше. У египтян, подчеркнём, — ни одной.

Но, возможно, хватало и ракет? Смотрим на ситуации, в которых были сбиты те самые пять израильских «миражей». В двух случаях их пилоты просто не видели противника, — явная ошибка наземного КП. Ещё в одном или двух израильские пилоты «досматривали кино», наблюдая за сбитым самолётом противника; и ещё в одном самолёт Хель Хаавир уже получил повреждения до ставшего фатальным попадания Р-3С.

Судя по всему, именно в догфайтах египтяне вообще не смогли сбить ни одного самолёта.

Кстати, с израильтянами картина будет похожей: часто целями для «шафриров», «барканов» и «декеров» были выходящие из боя или застигнутые врасплох самолёты арабов. Нормальная ситуация с обеих сторон, в общем. Более того, опытному израильскому пилоту не составляло особого труда совершить противоракетный манёвр при условии, что он вовремя увидел летящую к нему ракету.

Вот в этом, собственно, и была главная проблема даже самых опытных египетских лётчиков. «Конус» области боевого применения ракеты Р-3С при перегрузке цели свыше 4G фактически схлопывался и переставал существовать, жёсткие ограничения были и на максимальную допустимую перегрузку носителя. Для успешного применения ракеты египетский лётчик должен был практически перестать маневрировать сам и найти летящую по прямой цель. В аналогичных, хотя и не таких жёстких условиях, были и израильтяне.

А вот с пушками ситуация у арабов была просто аховой. Если в распоряжении израильского лётчика было две 30-мм французских DEFA со 125 снарядами на ствол, то у арабов на МиГ-21 Ф-13… была единственная НР-30 с 30 снарядами!

МиГ-21Ф-13 ВВС Египта

На МиГ-21ПФ пушку вообще сняли — новый советский перехватчик был на Ближнем Востоке практически бесполезен.

МиГ-21 в модификациях ФЛ и ПФМ имел ту же проблему. В теории пушечный контейнер мог решить проблему, вот только его ужасная аэродинамика окончательно превращала самолёт в мишень. Не удивительно, что многие опытные египетские пилоты до последнего стремились летать на модификации Ф-13, несмотря на малый боекомплект, — лучше уж так, чем вообще с одними ракетами.

Другой большой проблемой (о которой писали и арабы, и американцы) был крайне неудобный оптический прицел, превращавший ведение огня при перегрузке свыше 3G в чистой воды лотерею.

Справедливости ради, описанная выше причина поражений сирийцев и египтян — далеко не единственная. Низкий культурный уровень, закостенелость армейских чинов, бесконечная паранойя и поиски заговоров, помноженные на крайне низкий уровень наземного персонала, не оставляли египтянам шансов. В 1973 году уровень подготовки арабских лётчиков несколько вырос, и в войне Судного дня им удалось одержать три подтверждённые пушечные победы. Правда, на фоне двухсот сбитых «фантомами» и «миражами» арабских самолётов это была всё ещё капля в бездонном море …

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

14 КОММЕНТАРИИ

  1. “Справедливости ради, описанная выше причина поражений сирийцев и египтян — далеко не единственная.”
    Воистину так.
    Я бы даже добавил – совсем не главная.

  2. А началось все с того, что СССР во время индустриализации покупал у США заводы “под ключ”, но не отраслевые системы управления…

  3. Господи, какая же тенденциозная и идущая вразрез с выводами из самих войн, изложенными, например, в рассекреченных отчетах ЦРУ по 1973 и по 1967 году, статья. Автор делает все, чтобы свалить вину на “недоразвитых арабов” и “ракетное лобби”.

      • Соотношение действительно печальное для арабско-советской стороны, но отнюдь не из-за якобы превосходства “пушечников” над “ракетчиками”. Вкратце – дело в том, что а) программа подготовки арабских летчиков сильно уступала израильской по интенсивности, б) как прямо написано в отчете, “На практике AIM-9 и AIM-7 показали как имеющие гораздо большую область эффективного применения, чем их советские аналоги”, плюс анализ захваченных К-13 и прочих ракет показал, что низкая элементная база и производственная культура все же не дали осуществить достаточно точное копирование AIM-9 советами. А собственно ракеты – израильтяне использовали их с успехом и сильно не реже, чем пушки, вернее даже чаще. Соответственно и учебных часов подготовки ракетного боя было больше, чем подготовки пушечной стрельбы (150 тренировочных вылетов против 18 вылетов в год). Ну и, в добавок, ряд объективных недостатков МиГ-21, не позволявших ему противостоять Ф-4 в воздушных боях.

        • То есть вы отрицаете приведенные в статье основные потери арабами от догфайта с пушками?

          • Да, я считаю что арабы ошиблись с расчетами. Косвенно, это, кстати, подтверждает статистика американских воздушных побед во Вьетнаме в тот же период на схожих “Фантомах”, с такими же ракетами – большинство были именно “ракетными” победами – подтверждено лишь 39-40 “пушечных” побед, 2 подтвержденные и 3 неподтвержденные победы Б-52 с .50-мм “Браунингами” и один случай сбития северовьетнамского Ан-2 из АК-47 с вертолета, против более чем 120 подтвержденных “ракетных” побед.

        • А откуда информация про количество вылетов, я ни разу её не встречал?

          Так то, статья написана про один из аспектов воздушного боя, который стал “ключевым” в 67-73 годах. И да, речь не столько про бои с “Фантомами”, которых было относительно немного, а с “Миражами”, которые изрядно близки к МиГ-21 по своим возможностям.

          Арабы действительно были в массе своей достаточно хуже готовы, при этом и в Египте, и в Сирии были пилоты, чей уровень подготовки примерно соответствовал среднему израильскому лётчику. А что касается догфайта, то несмотря на бОльшую допустимую перегрузку, “Декер” (AIM-9D не был ультимативным оружием и всё ещё не мог применяться по интенсивно маневрирующей цели.

          Израильтяне безусловно использовали всю номенклатуру ракет, но тут надо смотреть ещё и на тип пораженной цели и ситуацию в бою.

          • По вылетам – это по стандартным учебным программам, из того же источника. Базовая программа подготовки израильского лётчика-истребителя на Ф-4 составляла 240 тренировочных полетов в год, из них – 150 на Air-to-air dogfight с ракетами, 18 на Air-to-air gunnery и 72 на отработку борьбы с наземными целями. По общей длительности она соответствовала американской и насчитывала в среднем 200 часов на 52 недели. Советская и арабская методики же насчитывали на 52 недели 60-70 часов (у египтян – до 72 часов).
            Про “Миражи” же – согласен, мой косяк. Думаю, что более частое применение пушек ими могло быть обусловлено отсутствием такого мощного радара, как на Ф-4.

  4. Вспомнилась поговорка, вроде как ходившая среди летчиков из состава контингента в Египте.
    – Увидел “мираж” – не становись в вираж!

Добавить комментарий