Утром 7 декабря 1941 года, кроме сообщения о неизвестной подлодке, потопленной у входа в бухту Пёрл-Харбор, американское командование получило ещё одно оперативное предупреждение о предстоящей вражеской атаке. И оно точно так же было проигнорировано, хотя и по другим причинам…

«Конечно же, это наши самолёты!»

Незадолго до начала войны, в конце ноября 1941 года по периметру острова Оаху развернули пять мобильных радиолокаторов ПВО, ещё один находился в резерве. Это были радары модели SCR-270, первые системы дальнего обнаружения, серийно поступившие на вооружение Армии США. Они работали в метровом диапазоне (106 МГц) и теоретически позволяли обнаруживать воздушные цели на дальности до 240 километров с точностью плюс-минус 6,4 километра по дальности и 2º по азимуту. Определять высоту цели они не умели.

SCR-270

Эти устройства были очень несовершенны и капризны, поэтому их решили использовать лишь в самое потенциально опасное время суток: с 04:00 до 07:00. Всё остальное время персонал занимался изучением новой материальной части, её обслуживанием и устранением выявленных неполадок.

В общем, если бы всё шло по расписанию, то эти радары вообще не должны были обнаружить приближающиеся 183 японских самолёта «первой волны».

В 07:00 седьмого декабря 1941 года два рядовых, Джозеф Локард и Джордж Эллиот, которые составляли в этот воскресный день сокращённый расчёт радиолокационной станции, расположенной на горе Опана, на самом севере острова Оаху, как положено, выключили свою станцию. Они вышли из кунга с аппаратурой, закрыли его и стали ждать пикап: тот должен был отвезти их на завтрак в расположенный в 15 километрах лагерь. Но машины, которая обычно приезжала к семи, почему-то не было, поэтому рядовой Локард решил, что лучшим способом убить время станет дополнительная тренировка для его недавно призванного напарника.

В 07:02 солдаты снова запустили станцию, она прогрелась, вышла на рабочий режим и сразу выдала на экранчик осциллографа отражённый сигнал такой мощности, что рядовые решили: капризная железка опять глючит.

Однако, быстро проверив все приборы, они убедились, что всё работает нормально, а значит, они просто имеют дело с целью такого размера, с какой раньше никогда не сталкивались.

Рядовой Эллиот нанёс на планшет первую точку — азимут 3º, дальность — 220 километров. Спустя три минуты к ней добавилась вторая, и теперь можно было оценить курс цели — практически прямо на них; а также её скорость — ориентировочно 290 км/ч.

В 07:06 Эллиот позвонил в Информационный центр ПВО в форте Шафто, куда передавались данные со всех РЛС, но там никто не отвечал. Затем попытался дозвониться до штаба своей части — с тем же успехом. Причина была проста: не только у них в 07:00 начиналось время завтрака. Наконец он наткнулся в списке телефонов на номер коммутатора информационного центра, про который точно знал, что тот работает круглосуточно. Трубку поднял дежурный телефонист рядовой Джозеф Макдональд, которому Эллиот и сообщил, что они обнаружили «огромную кучу самолётов, летят с севера, три градуса к востоку».

Макдональд ответил, что ему некому передать эти сведения, — весь персонал, который наносил поступающие с радаров данные на большой планшет информационного центра, ушёл на завтрак, поэтому «как только так сразу». Рядовой повесил трубку, записал сообщение и, обернувшись к часам, чтобы правильно указать время, заметил, что в центре кто-то всё же есть. На месте оказался 28-летний дежурный офицер, заместитель командира 78-ой истребительной эскадрильи старший лейтенант Кермит Тайлер, который дежурил в информационном центре всего второй раз в жизни. В отличие от неофицерского состава, его завтрак начинался в 08:00.

Макдональд показал донесение, но старший лейтенант не придал ему значения. Рядовой не мог напрямик сказать офицеру, что тот принимает решение в вопросе, в котором не разбирается от слова «совсем». Вместо этого он тактично сообщил, что служит тут с самого открытия информационного центра, но ещё никогда не видел подобных сообщений, и предложил вызвать с завтрака специалистов, чтобы они с этим разобрались. Тайлер ответил, что в этом нет необходимости.

Однако Макдональд не успокоился и уже сам позвонил на РЛС на горе Опана. На этот раз ему ответил более опытный оператор радара Локард. Взволнованный рядовой сообщил, что сигналы становятся всё мощней и там явно больше их первоначальной оценки в 50 самолётов. В 07:08 дальность сократилась до 180 километров, в 07:15 — до 148 км. Узнав, что в центре есть дежурный офицер, Локард попросил позвать его к телефону.

Джозеф Локард

Старший лейтенант Тайлер выслушал новые данные. С одной стороны, его уровень компетентности не позволял оценить важность представленных цифр, но с другой — его представления о субординации не позволяли «потерять лицо» перед рядовыми, отменив только что принятое решение. К тому же краем уха он слышал, что утром ожидается прилёт самолётов с возвращающегося в Пёрл-Харбор авианосца «Энтерпрайз», а также что вот-вот прибудет очередная группа транзитных «летающих крепостей» B-17, перегоняемых на Филиппины.

Это, конечно же, были свои самолёты — какие же ещё?

Оборвав все дальнейшие дискуссии, Тайлер сказал Локарду: «Всё понял, не беспокойтесь об этом».

Оба этих предположения наглядно демонстрировали его уровень владения вопросом. Бухта Пёрл-Харбор, куда должен был прийти авианосец, расположена в южной части острова Оаху, а база в Сан-Диего в Калифорнии, откуда летели «летающие крепости» – к востоку-северо-востоку от Гавайских островов. То есть все эти самолёты никак не могли лететь к Оаху практически точно с северного направления. Но решение уже приняли.

Как и в случае с сообщением капитана 3-го ранга Аутербриджа о подлодке, информация, полученная от РЛС на горе Опана, могла подарить американскому гарнизону те же драгоценные 40 минут на приведение средств ПВО в боевую готовность. Но и этот шанс не был использован, а больше подобных подарков судьба на тот день уже не припасла.

Рядовые Локард и Эллиот ничего не знали об уровне компетентности дежурного офицера информационного центра ПВО. Привычно рассудив, что «начальству видней», они вернулись к отслеживанию необычной цели, пока в 07:39, на дистанции 35 километров её отметка не ушла в зону постоянной интерференционной помехи, вызванной отражением от окружающего рельефа. Солдаты во второй раз за утро выключили станцию, сели в уже дожидавшийся их грузовичок и поехали есть заслуженный завтрак.

Цели «первой волны» японской палубной авиации были расположены далеко от северной оконечности острова, поэтому они не слышали никаких взрывов. И лишь подъезжая к лагерю увидели на горизонте огромные столбы густого чёрного дыма.

Отметка на радаре обрела реальность.

Эпилог

В августе 1942 года старший лейтенант Кермит Тайлер предстал перед первой, ещё флотской, Комиссией по расследованию катастрофы в Пёрл-Харборе, но был оправдан и под трибунал не пошёл. Члены комиссии решили, что в данном случае виноват не столько конкретный некомпетентный, но самоуверенный идиот, сколько более высокопоставленные идиоты, которые назначили на столь ответственное дежурство совершенно не подготовленного для этого офицера.

Тайлер продолжил службу и ушёл в отставку по возрасту в 1961 года. За 25 лет военной карьеры он дослужился до подполковника и умер в 2010 году в возрасте 96 лет.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

13 КОММЕНТАРИИ

  1. ===

    старший лейтенант Кермит Тайлер Комиссией по расследованию катастрофы в Пёрл-Харборе был оправдан и под трибунал не пошёл.

    Что справедливо. Но должно было быть дополнено назначением его командиром экипажа метеоразведчика на остров Святого Павла в штате Аляска, с учреждением, при необходимости, там метеопоста и приписанием к нему метеоразведчика. После чего приказ о назначении следовало выбросить.

  2. Николай, рад видеть Вас на этом ресурсе! От души надеюсь, что у Вас ещё много неопубликованных историй.

  3. Статья Колядко – коты в порядке!
    Спасибо.
    Не встречались ли сведения о судьбе расчёта радара и телефониста? Усердие Локарда, настырность Макдональда, в тогда ещё мирное время должны были себя проявить в наступающем военное время.

    • Джо Локхард получил медаль за выдающуюся службу, после ПХ его вернули в США, где он отучился на офицера радарной службы и до конца войны уже служил на Аляске. Умер в 2012-м:
      http://veterantributes.org/TributeDetail.php?recordID=1941

      Джорджу Эллиоту тоже выдали аналогичную медаль, а потом хотели выдать и “Легион почета”, но он отказался, заявив, что не гоже ему получать более крутой орден, чем у Локхарда: https://www.pearl-harbor.com/georgeelliott/

    • Джо Локхард и Джордж Эллиотт получили медаль за выдающуюся службу. Локхарда отправили на большую землю, где он отучился на офицера радарной службы, после чего радарил уже как раз на Аляске. Эллиотту пытались уже после войны вручить орден “Легиона почета”, но он отказался, заявив, что он заслужил ее не больше, чем Локхард.

  4. Меня несколько смущает тот факт, что этот текст – не особенно переработанная копипаста двухлетней давности: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:MWD8lmYlYBoJ:https:%2F%2Fmidnike.livejournal.com%2F54637.html%20&cd=5&hl=en&ct=clnk&gl=cy

  5. А еще вся эта история с радарами и лодками породила хитрую конспирологическую теорию – мол, в Вашингтоне знали, и специально подставили на убой линкоры и спрятали авианосцы.

Добавить комментарий