Американцы называли японские самолёты-снаряды MXY7 Ooka «бака-бомбами» (от японского ругательства «бака» — «дурак»). Если бы у поляков хватило времени и отмороженности для доработки своего проекта, в истории Второй мировой могло бы появиться понятие «курва-торпеда».

Денег нет, лезем в торпеды!

Шестого мая в краковской Ilustrowany Kuryer Codzienny — одной из крупнейших газет межвоенной Польши — появилась статья «Кандидаты в „живые торпеды“» с подзаголовком: «Будем воевать как бешеные!». Её в ответ на всё более откровенные угрозы Гитлера написали три жителя Таргувки под Варшавой. Владислав Божичко — бывший военный лётчик, а ныне полицейский, и два его зятя — Эдвард и Леон Лютостанские.

Польские статьи обычно немного лукавят, сообщая, что патриотичные поляки задумали делать человекоуправляемые торпеды за несколько лет до японцев. В первых же строчках той самой статьи чёрным по белому написано: «некоторое время назад мировая пресса сообщила, что в японских вооружённых силах есть добровольцы, желающие пилотировать торпеды». Так что идейный приоритет остаётся всё же за «самураями».

Далее в статье начинается трагикомический угар, достойный пера Ярослава Гашека. Пан Божичко и братья Лютостанские заявляют, что в ответ на поползновения Гитлера хотят не просто сражаться в рядах войска польского. Нет! Они хотят обрушиться на врага живыми торпедами, живыми бомбами, живыми минами!

А почему? А потому — пишут они дальше, — что у несчастной Польши нету денег. И потому не хватает техники, которую немцы уже клепают в устрашающих количествах. Чтобы вывести из строя один танк, корабль, самолёт, придётся отдать много жизней пехотинцев. Человекоуправляемое оружие позволит изменить эту неутешительную бюрократию войны в пользу поляков: одна жизнь за одну опасную и дорогую вражескую цель, которая благодаря пилоту будет поражена с большой вероятностью. Будут спасены миллионы злотых и тысячи солдат.

Посему пан Божичко и братья Лютостанские призывают всех отважных патриотов Польши категорий здоровья А, B и С, а также и инвалидов, предоставить свои жизни в распоряжение отчизны и главнокомандующего маршала Рыдз-Смиглы.

Проблемы с психическим здоровьем — отдельно уточняли авторы — не должны быть препятствием патриотам.

Движение живых торпед

В накалённой предвоенной обстановке среди вала патриотических эмоций статья произвела фурор. К концу мая редакция газеты была завалена письмами от сотен желающих пойти в живые торпеды, бомбы и мины, дабы сокрушить супостата во славу отчизны. Инициатива трёх жителей Таргувки превратилась в общенациональное движение.

Никаких технических возможностей создать в кратчайшие сроки человекоуправляемые торпеды у польского флота не было — о чём расскажем ниже. С человекоуправляемыми бомбами было не лучше, а идти по пути камикадзе особого смысла не было: польско-германская война по определению была сухопутной, и серьёзными кораблями у польских вод и границ кригсмарине рисковать не собирались.

Однако польские военачальники решили демонстративно поддержать инициативу.

Двадцать девятого июня созданное приказом командующего подводными силами Евгениуша Плавского Бюро живых торпед ВМФ Польши приняло первые официальные заявления и присягу от желающих стать камикадзе. Теперь корреспонденция шла не в редакции газет, а в Бюро. До начала войны в польские камикадзе успели вступить около 3000 человек, а вместе с просто изъявившими желание таковых набралось около 4700. Включая полторы сотни женщин.

Зачем? Ответы не совсем понятны до сих пор. То ли хотели припугнуть немцев несуществующим вундерваффе и степенью отмороженности патриотов, то ли желали иметь под рукой отборных сорвиголов, которые могут и впрямь для чего-то пригодиться. Вероятно, верны обе версии.

Первую подтверждают свидетельства, что в августе 83 добровольца, записавшихся в Бюро, военные пригласили в Гдыню. Им рассказали, что уже изготовлены 16 человекоуправляемых торпед, каждая из которых была длиной около восьми метров и несла боеголовку в 200 кг. Есть отрывочные рассказы, что кто-то где-то даже что-то видел «в железе» — но приводимые в них ТТХ отдают маразмом. Насколько известно, ничего подобного не было даже в проектах — собственного производства торпед у Польши попросту не существовало.

Иллюстрация из книги Вальдемара Бенедычака под названием «Samotni wojownicy»

Версию про поиск сорвиголов подтверждает то, что часть добровольцев вместо пилотирования торпед начали учить более практичным искусствам парашютных прыжков и диверсий. Некоторые из участников проекта вспоминали, что офицеры прямо говорили: торпед у нас для вас нет, но послужить отечеству вы сможете. Двести пятьдесят добровольцев забрал флот, ещё около 100 попали в распоряжение Подгальских горных стрелков. Есть сведения, что некоторые из них во время боёв в варшавском районе Чернякуф кидались на немецкие пулемётные гнёзда с зарядами взрывчатки.

Неизвестно, поверила ли немецкая разведка в реальность создания человекоторпед, однако гестаповцы приложили немало усилий для получения списков добровольцев. Справедливо полагая, что такие люди в числе первых подадутся в движение сопротивления.

А если бы?

Подходящих торпед для желающих записаться в камикадзе у польского флота попросту не было.

На вооружении старых эсминцев и подлодок стояли 550-мм французские «сигары» типа 1924V. Новые эсминцы и подлодки предвоенной постройки перешли на британские 533-мм торпеды тип AB. Собственного производства торпед в Польше не имелось, что крайне усложняло любые попытки переоборудования. В том числе кустарные.

А ведь и для Японии, одной из сильнейших кораблестроительных держав своего времени, создать пилотируемые торпеды было нетривиальным делом. От постановки задачи до появления первого прототипа кайтэнов прошло более полугода. К тому же у японцев была фора — 610-мм торпеды «Тип 93», они же «длинное копьё». Уникальное «супероружие» с широким и длинным корпусом.

Эксперименты c 533-мм кайтэнами на базе торпед «Тип 92» показали, что в этот диаметр пилот не влезает. Даже если очень надо и во имя императора.

Поэтому посредине получившихся торпед «Тип 10» находилось солидное расширение с кабиной. Даже в теории о запуске из штатных торпедных аппаратов речи не шло — только о пуске со специальных объектов береговой обороны. Не удалось бы сделать кайтэны морского запуска и из польских торпед.

Если бы поляки успели всё сделать и оборудовать секретными пусковыми установками берега Данцига и Гдыни, единственной доступной целью стал бы древний додредноутный броненосец «Шлезвиг-Гольштейн», который немцы пригнали для обстрела укреплений Вестерплатте. Даже предельный успех — его потопление «живой торпедой» — стал бы красивым и героическим жестом, который ничего бы не изменил в ходе заведомо проигранной кампании.

Впрочем, идея запала глубоко в душу военным морякам Польши. В 1978 году на свет стараниями польских инженеров явился подводный аппарат «Блотняк» — одноместная торпедообразная микроподлодка. Не для камикадзе, а для подводных диверсионных операций сил Варшавского договора.

Но это уже совсем другая история.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо!
    “Проблемы с психическим здоровьем — отдельно уточняли авторы — не должны быть препятствием патриотам.”
    Это вообще отлично характеризует Польшу.

  2. Торпеды – вряд ли, но вот что-то вроде простой взрывающейся мини-субмарины (ныряющего катера) с бензиновым мотором польский флот вполне мог соорудить. Уж если немцы сумели свои “Биберы” (которые не Джастины) осилисть…

  3. Почему бы не использовать торпеды без пилота? Дистанционное управление со сходом с него на большом расстоянии решило бы проблему. Или это забота о психах?

  4. Ждём “совсем другую историю”. Да и вообще о ВС ОВД как-то у нас мало знают…

  5. Насколько мне известно “Кусан сики-гёрай” не “Лонглэнс”, как его посчитали американцы, а вовсе даже “Но-дати”, то есть не “длинное копьё”, а “большой меч”.

Добавить комментарий