Простой ответ: потому что раньше танки… не были нужны! Как так? Сейчас объясним.

«Маршал Вобан учит…»

В древние времена для штурма крепостей строили осадные башни. А для боя в поле — гуляй-город, или вагенбург: цепочку тележек со щитами. Внутри — пехота и даже небольшие пушки. Щиты давали отличную защиту от стрел и раннего огнестрела, а тем более от холодного оружия. Двигатель — «лошадиные силы» или сама пехота. Изящно и практически неприступно.

Вагенбург

Но потом на поле боя вышли массовые пушки — и вынесли эту деревянную защиту напрочь. Поэтому красивые идеи Леонардо да Винчи и иже с ним остались на картинках.

Танк Леонардо да Винчи

Что же делать? — Копать!

Маршал Франции Вобан ещё в XVII веке предложил свой метод штурма крепостей. Сначала концентрированным огнём подавляем артиллерию обороны. Затем зигзагом копаем траншеи, всё ближе к вражеской крепости. Защита сапёров от огня противника — мешки с землёй и связки хвороста — фашины. Из тыла ненужные более мешки можно переставлять к новым выкопанным участкам. Когда подошли на нужное расстояние — ставим в траншеи тяжёлые мортиры и выносим оборону.

Осада крепости по Вобану

Таким манером даже весьма сильную крепость можно аккуратно взять примерно за месяц, причём с небольшими потерями. Зачем нам танки?

По такому сценарию крепости защищали и брали вплоть до Крымской войны.

Бой в Крыму, всё в дыму

Но осада Севастополя затянулась. Хитрые русские успели укрепить морскую базу с суши и постоянно набегали на союзников, не давая тем спокойно копать траншеи, плюс заложили фугасы где только можно. И пехота никак не могла взять крепость.

Вот тут бы изобрести танк! Например, паровой. Двигатель уже есть, броня есть… В апреле 1855 года Джеймс Коуэн и правда предложил самоходную бронированную батарею на пяти колёсах. Под бронёй — небольшие 14-фунтовые пушки-карронады и паровой двигатель.

Предположим, этакое чудо-юдо построили.

Паровой танк Джеймса Коуэна

Кто был в Севастополе, знает, что вокруг города полно холмов и оврагов. Зрелище штурма паротанком таких высот было бы поистине эпическим. Если бы… он вообще смог доехать до линии фронта. 

В реальности гораздо больше пользы осаждающим принесла… обычная железная дорога от порта Балаклавы к Севастополю, пусть даже на конной тяге. Благодаря ей союзники в решающем штурме обрушивали на Севастополь десятки тысяч снарядов в день.

Паровозы на большой дороге

Чуть позже паровые трактора очень пригодились британцам при снабжении войск в колониях. Но в этих «малых войнах» основной проблемой было не столько разбить противника, сколько найти и догнать его. Очередные «непокорные зусулы», отлично зная местность, обычно попросту избегали отягощённых обозами британцев. Поэтому паровые танки так и остались фантазией.

Русская армия закупила «бэушные» британские паровики для «Особой команды дорожных паровозов». Эти тягачи в русско-турецкой войне 1877-78 годов успешно перевозили пушки, снаряды и даже катера на больших телегах.

Но — только по ровным грунтовым дорогам и со скоростью в лучшем случае шесть-семь км/ч. И конечно, без всякой брони.

А конная артиллерия могла выдать до 25 км/ч, а то и больше. При этом даже у лучших машин на тонно-километр уходило до полутора кило кокса или антрацита. Одна заправка — пять километров. Плюс для котла нужна непременно чистая и мягкая вода, без примесей, а где ж её на войне достать?

В других странах паровики мирно катались по дорогам. Однажды в США мальчик неподалёку от Детройта впервые увидел «экипаж без лошади» — и решил, когда вырастет, строить такие же.

Этого мальчика звали Альберт Эйнштейн Генри Форд.

А ещё американцы, англичане и французы использовали в бою бронепоезда. Этакий танк на рельсах — если они есть.

А можно без рельсов? Можно!

Вторая англо-бурская война. Наконец-то противник британцев не бегал. Буры сидели в окопах за колючей проволокой и метко отстреливали наступающих англичан. А обороняющихся просто не видно. Куда стрелять — непонятно.

Тут-то в 1899 году компания Джона Фоулера и предложила целый «поезд» на колёсах. Впереди — восемнадцатитонный паровой тягач «Супер-Лев». Восьмимиллиметровая броня — отличная защита от винтовочных пуль даже при стрельбе в упор.

Дальше — три броневагона, открытых сверху, в бортах — бойницы. Внутри вагонов — пехота и грузы. В последнем вагоне — шестидюймовая гаубица или 4,7-дюймовая пушка.

Безрельсовый поезд

Красота! Поезжай, убивай.

Первые два поезда отправили в Южную Африку летом 1900 года, и на месте с них первым делом сняли броню. Почему? Потому что скорость машин без брони была в полтора, а то и в четыре раза выше.

При этом угроза бурских стрелков уже почти миновала. Как только британцы взялись за дело всерьёз, крохотные силы буров бросились отступать, благо на равнинах Африки оборону можно было обойти. И тут танки не нужны.

Поэтому паровая самоходка Джеймса Манна так и осталась на бумаге, хоть автор и получил патент в апреле 1901 года.

Паровик Манна – первое орудие на самоходном шасси

Однако вскоре после конца войны, в 1903 году, великий фантаст Герберт Уэллс написал небольшой рассказ «Сухопутные броненосцы». О том, для чего танки (которых пока так не называли) будут нужны, — для прорыва мощной полевой обороны.

Менее известен рассказ капитана Виккерса «Траншеи» (1908). Та же проблема — позиционный тупик. И то же решение; только здесь прорыв обеспечили траншеекопатели.

В следующей большой войне танки наконец оказались нужны. Почему?

Полевая оборона стала слишком сильной — как в крепостях былых войн, но на сотни километров в длину. Современные пушки, пулемёты и винтовки истребляли открыто наступающие войска уже за километры. А тут ещё и колючая проволока.

Раньше «молодецкой атакой» всё же иногда получалось взять ключевые позиции — теперь нет. Слишком большие потери. При этом даже при удаче враг просто отходил на пару километров и держался дальше.

Тут надо было рвать фронт на всю глубину.

Плюс врага не обойти — фронты «от моря и до моря». Подкопаться «по старинке», конечно, можно, но долго и дорого.

Тут-то и сложились все предпосылки. Достаточно мощные и компактные двигатели — есть. Ходовая часть в виде отработанных на тракторах гусениц — есть. Адекватная броня — есть. Оружие, которое можно разместить внутри небольшого объёма, — есть.

И родились танки…

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

12 КОММЕНТАРИИ

  1. …за исключением того, что, якобы, 8 мм брони нельзя пробить из винтовки “даже в упор”. Ну, мосинка с 15 метров 2-х сантиметровую сталь пробивает (сам стрелял, знаю). Сталь, правда, не броневая, однако, 8 мм – это как-то совсем уж тонковато.

      • Вы имеете ввиду тупоконечные оболочечные пули со свинцовым сердечником FMJ? Их бронепробиваемость действительно оставляла желать лучшего, по сравнения с появившимися в ПМВ специальными патронами.

    • Вполне типичная противопульная броня даже для броневиков периода ВМВ. Тогда 12,7-мм пробивали до 20 мм брони на 400 метрах, а возможности 7,62 сильно скромнее.

  2. Гммммм, насколько я знаю, батарея Коуэнса была предназначена (по идее автора) для береговой обороны. Т.е. это был мобильный форт, который должен был по хорошим дорогам доехать до места высадки неприятельского десанта, и стать преградой на его пути.

  3. Возможно проблема в том, что дальность заброса попаданцев ограниченна и сообщить о танках раньше не получалось.

  4. Спасибо! Кстати, кто-нибудь прикидывал, можно ли сделать неуязвимую хотя бы для полевой арты 15-17 вв повозку/осадную башню из тогдашних же материалов.

  5. Интересно, спасибо!

    У меня в голове не сошлась одна вещь. В начале статьи вы утверждаете, что до своего появления танки были не нужны. В конце же говорите “…сошлись все предпосылки: …мощные и компактные двигатели,…ходовая часть,…адекватная броня,…оружие, которое можно разместить внутри небольшого объема”.
    Да и в ходе рассуждений встречаются как аргументы вида “это было не нужно” (в Африке бурские позиции можно было обойти), так и аргументы вида “это не работало”.

    То есть по крайней мере часть аргументов – не в том, что танки были не нужны, а в том, что такие танки, которые были нужны, было невозможно произвести: не было технологий.

    Иначе говоря, танки были нужны или раньше. Сделать их не могли. Дело не в отсутствии потребности, а в технологическом уровне.

    • Скорее, задачи, которые решали танки, в то время было проще и дешевле ешить иными методами.

Добавить комментарий