Речная навигация своими масштабами уступает морской — и пассажирское судно «Город Буэнос-Айрес», конечно, не «Титаник». Однако когда в 1957 году в устье реки Ла-Плата оно столкнулось с идущим на всех парах сухогрузом, тоже погибли люди. И об уроках, преподанных этой трагедией, также нельзя забывать.

Дух Реки и его капризы

Аргентинцы культивируют версию, что название «Ла-Плата» идёт от испанского слова «серебро». Якобы, первые конкистадоры приплыли в солнечный день, когда водная гладь сверкала, как серебряная. По другой версии, топоним образовался от английского plate — «тарелка»: в этом обширном, но неглубоком эстуарии село на мель немало британских судов. Между собой аргентинцы и уругвайцы называют Ла-Плату просто «Рекой». С большой буквы. Потому что кормилица Ла-Плата — с её мутной водой землистого цвета — может быть коварна и непредсказуема.

А всё дело в так называемых «судэстадас» — волне, которую ветер с юго-востока образует и гонит перед собой, меняя уровень воды на равнинной акватории, затапливая прибрежные населённые пункты и меняя рельеф дна. Такое случается в периоды затяжных дождей или во время весенних мини-ураганов, когда ночные и дневные температуры довольно сильно колеблются.

Двадцать седьмого августа 1957 года погода стояла хорошая — разве что сильный туман лёг на Реку к вечеру. Но не исключено, что рулевой «Города Буэнос-Айрес» слишком сильно сдал влево, потому что хотел перестраховаться и не сесть на «плавающую» после зимы мель, которая, хоть и была отмечена буями, но в темноте и без подсветки просматривалась плохо.

…Как оно там было на самом деле — мы уже не узнаем, как не узнало аргентинское правосудие и эксперты, проводившие расследование. Вследствие аварии оба лоцмана погибли, а капитан пустил себе пулю в лоб.

Корабль

По данным Морской префектуры Республики Аргентина, всего за последние сто лет на Реке затонуло 34 судна разных размеров и предназначения. То есть на самом деле их было больше, но учитываются только те, которые не слишком глубоко ушли в ил и выдающимися частями могут представлять опасность для нынешней навигации. Вытаскивать корабельные останки не по карману ни аргентинцам, ни уругвайцам, с которыми Аргентина делит ла-платскую акваторию. Поэтому префектура ограничилась тем, что нанесла их на карту, отметила специальными буями и специально мониторит.

Одна из этих меток показывает место, где затонул пароход «Город Буэнос-Айрес».

Построен он был на английских верфях в 1914 году и предназначался для пассажирских перевозок — причём не каких-нибудь, а именно ночных. Он развивал скорость до 16 узлов, рассчитан был на 363 пассажира, а от носа до кормы имел 110 метров. Мощность ему обеспечивали две паровые турбины в 5825 лошадиных сил.

Идеальная посудина для пассажирских рейсов. И техобслуживание всегда проходила вовремя.

Туманные перспективы

В 17:00 пароход вышел из буэнос-айресского порта в направлении уругвайского города Консепсьон. На борту находилось 230 взрослых, включая команду и обслуживающий персонал. Дети тоже были, но сколько именно — точно не известно, поскольку билетов малолетним пассажирам не требовалось.

Рейс как-то сразу не задался: ещё в самом начале канала Эмилио Митре — 50,37 километра до входа в основной ла-платский навигационный канал — «Город Буэнос-Айрес» зацепился за отмель, и по пароходу разнёсся зловещий скрежет… Капитан Брисуэла с мегафоном в руке не постеснялся в выражениях, отчитывая буксирщика.

Август в южном полушарии — самое начало весны, темнеет рано и после захода солнца достаточно холодно… К тому же реку заволокло туманом, так что в половине одиннадцатого, когда судно миновало остров Мартин Гарсия, поужинавшие пассажиры уже успели разойтись по каютам. Капитан Сильверио Брисуэла тоже поднялся к себе. Позже некоторые свидетели утверждали, что за ужином он пил виски.

Может быть, снимал стресс после инцидента с буксиром… Но опыт же не пропьёшь?

А за 36 лет навигации у капитана не было ни одной аварии, ни одного нарекания. Кроме того, учитывая плохую видимость, Брисуэла дал команду:идти как можно медленней.

В 22:45 завыла сирена.

Катастрофа

На уровне 136,7 километра в бок «Городу Буэнос-Айрес» врезался американский сухогруз Mormack Surf, шедший вниз по течению из аргентинского порта Росарио. Сто пятьдесят два метра в длину, он ещё и двигался на скорости 15 узлов: то есть даже если бы тумана не было и американцы вовремя заметили неудачно сдавший влево аргентинский пароход, затормозить они бы всё равно не успели…

Удар пришёлся в борт, на уровне третьей трубы — между рестораном и машинным отделением. «Город Буэнос-Айрес» сразу стал заполняться водой, а вода кругом стала покрываться плёнкой дизеля из треснувшего бака. Именно из-за неё потом утонуло столько людей, которые попросту выскальзывали из рук спасателей и сами не могли удерживаться за верёвки и спасательные круги.

Брисуэла связался с американским капитаном и попросил его не давать задний ход, чтобы в пробоину не влилась вся вода сразу… но Mormack Surf сдал назад чисто по инерции, когда американские моряки стали сбрасывать утопающим канаты. «Город Буэнос-Айрес» сразу же дал сильный крен.

Американское судно попыталось приблизиться снова, но попытка оказалась неудачной и оно врезалось в аргентинское ещё раз.

Дальше было то же, что и с «Титаником»: корабль разломился надвое и стал быстро тонуть с кормы, образуя мощную воронку, которая засасывала оказавшихся в воде людей. Через 19 минут он полностью ушёл под воду.

Трупы потом находили даже в 80 километрах вниз по течению. Утонуло 96 человек, и ещё две недели над Рекой стояла отчётливая трупная вонь.

…Случайное стеченье?

Спасатели прибыли — и с уругвайской, и с аргентинской стороны, но было уже поздно. Предположительно, Брисуэла потерял много времени, гоняя растерянных пассажиров с одного борта на другой в попытке уравновесить накренившееся судно.

И ещё одна деталь оказалась фатальной. За техобслуживанием «Города Буэнос-Айрес» несомненно следили. И за внешним видом тоже: подкрашивали, например. Беда в том, что подкрашивали в течение многих лет «по верху», не снимая штатные спасательные круги с бортиков — чем многослойно зафиксировали их… в критический момент из 935 получилось отодрать всего пару десятков. То же самое произошло со шлюпками, из которых ни одна не была пущена в ход: они оказались или намертво приклеенными краской, или же катушки с цепями безнадёжно проржавели.

Несомненно, оба судна не задействовали в полной мере стандартные средства коммуникации: сигнальные ракеты, радиосвязь, телеграф, прожектора… Почему?

Как так получилось, что американцы не справились с течением и ударили аргентинский пароход во второй раз?

Ответить на эти вопросы уже некому. С рулевого «Города Буэнос-Айрес» сняли ответственность: конечно, он ведь только выполнял приказы. Оба аргентинских лоцмана утонули, а одного из американских на нервной почве разбил паралич и он умер, не дождавшись суда. Второго (вместе с капитаном) должны были судить, но получилось нехорошо: они вернулись в США, а в Аргентину на суд просто не приехали.

Да и вообще — в ходе следствия выяснилось, что в момент столкновения оба капитана на своих мостиках отсутствовали. Свидетели рассказывают, что Брисуэла сначала метался и давал указания, а потом ушёл к себе в каюту — где и застрелился. Кстати, при вскрытии в крови у него действительно нашли много алкоголя. Проблема лишь в том, что сам протокол вскрытия ещё до суда куда-то делся…

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот интересно: космический век, радары, радиосвязь… В конце концов, ревун можно было включать, раз такой густой туман, что огней не видно.

    Радует, что авторы warhead потихоньку сползаются под крыло нового сайта:))

Добавить комментарий