Президент Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и лидер фронта Полисарио Брахим Гали заявил о выходе его стороны из соглашения о прекращении огня, заключённого с Марокко в 1991 году, и о «возобновлении вооруженной борьбы во имя защиты законных прав сахарского народа». Это стало следствием столкновения на южной границе Западной Сахары с Мавританией, и последовавших обстрелов вдоль «марокканской стены».

Конфликт в Западной Сахаре — одна из замороженных горячих точек постколониальной Африки. Бывшие испанские владения должны были получить независимость – но в 1979 году были заняты королевской армией Марокко из-за богатейших залежей фосфатов. Немногочисленное коренное население этой крайне пустынной и засушливой земли попыталось оказать сопротивление под руководством фронта Полисарио, но было постепенно вытеснено марокканскими войсками вглубь Сахары за систему укреплений под названием «марокканская стена», с точки зрения фронта Полисарио — «стена позора».

Прибрежные населённые пункты и промышленные объекты в значительной степени заселили иммигранты из Марокко, а коренные жители стали меньшинством, либо были вытеснены за стену и в лагеря беженцев в Алжире. Международное сообщество и Африканский Союз не признают марокканскую аннексию Западной Сахары, считая её оккупированной территорией. Официальный Рабат прилагает усилия к тому, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, и ради укрепления лояльности населения вкладывает в Западную Сахару больше, чем получает — что вызывает недовольство уже в собственно Марокко. С 1991 года между Марокко и САДР действовал режим прекращения огня – который теперь оказался нарушен.

К эскалации ситуации привело обострение спора за контроль над пограничным переходом в Гергерате между Западной Сахарой и Мавританией, через который движется большое по сахарским меркам количество людей и грузов, в том числе поставляемая в Мавританию марокканская сельхозпродукция. В 2015 году Полисарио заняли полузаброшенный рыбацкий городок Агуэра, он же Аль-Кувайра, расположенный на берегу возле Гергерата. 13 ноября около 60 сахарцев в компании нескольких вооружённых боевиков Полисарио перекрыли трассу. Это – один из немногих оставшихся у САДР рычагов давления на Марокко, которое в целом вполне устраивает сложившийся статус кво, в силу чего все попытки решить проблему Западной Сахары переговорами провалились.

Прибывшие на место марокканские войска были встречены предупредительными выстрелами, однако они, по словам официального Рабата, также ответили предупредительным огнём и отогнали протестующих от трассы, возобновив движение. После чего руководство САДР объявило о выходе из соглашения о прекращении огня и об обстрелах марокканских позиций в четырёх пунктах: в Махбесе, Хаузе, Аусерде и Фарсиа. Марокканцы заявили о попытках стрельбы из джипов с пулемётами с большой дистанции, которые не нанесли ущерба. Глава Полисарио объявил о мобилизации тысяч бойцов фронта для борьбы с марокканскими оккупантами.

В воскресенье верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель провёл экстренные переговоры с министрами иностранных дел Марокко и Алжира – основного спонсора и покровителя САДР и Полисарио. Насколько серьёзной и долговременной будет эскалация западносахарского конфликта — покажет время, однако вероятность такого развития событий в последние годы росла.

Алжир заинтересован в вытеснении Марокко из Западной Сахары и получения над ней контроля в той или иной форме, что является одним из направлений давней и напряжённой борьбы Алжира и Рабата за гегемонию в зоне африканского Магриба.

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

Добавить комментарий