Ближний Восток. Середина 1979 года. Шесть лет после окончания войны Судного Дня и три года до начала Первой ливанской. Организация обороны Палестины всё чаще обменивается ударами с Израилем…

Не лучший расклад

В ответ на очередной обстрел израильских приграничных территорий самолёты со звездой Давида на фюзеляже бомбят тренировочные лагеря, позиции артиллерии и другие объекты сторонников Арафата. Сирия, годами называвшая себя защитницей ливанских мусульман, больше не может оставаться в стороне. Сирийские МиГи всё чаще появлялись над Ливаном. Новейшие израильские F-15, сопровождающие ударные «фантомы» и «скайхоки», постоянно оказывались в нескольких минутах от начала воздушного боя.

Справедливости ради, при всей специфике своего «арабского» менталитета, сирийцы не испытывали никаких иллюзий относительно исхода прямого столкновения с новыми израильскими самолётами и их «старыми» пилотами, причём кто из них был страшнее — тот ещё вопрос. А потому главной целью сирийцев стал срыв ударов израильтян по возможности без участия в воздушном бою. В тот момент, когда израильтяне выводили ударные самолёты в «зону ожидания» над Средиземным морем, чтобы освободить небо для F-15 и «кфиров» и избежать ошибок в идентификации целей, сирийцы обычно уходили в своё воздушное пространство.

Нередко после этого у израильтян заканчивалось топливо и они возвращались домой.

По сути, сирийские лётчики раз за разом совали голову в пасть льва и с истинно восточным фатализмом надеялись, что успеют её извлечь до того, как сомкнутся челюсти…

К тому же они полностью зависели от наведения с земли и без него были практически слепы — возможности обнаружения противника определялись для них собственной зоркостью.

Не самый лучший расклад.

Избиение

Двадцать седьмого июня Хель Ха Авир наносили очередной массированный удар по объектам ООП на ливанском побережье. Ударные самолёты нескольких эскадрилий эскортировались двумя четвёрками истребителей, ещё одна стояла в пятиминутной боевой готовности. Теперь израильтяне несколько изменили тактику — одна из четвёрок непосредственно сопровождала «ударники», а вторая «пряталась» от сирийских радаров за Ливанским хребтом.

Как и ожидалось, сирийцы отправились на перехват «скайхоков» — три группы истребителей МиГ-21 появились с восточного направления. Тут же произошло то, чего сирийцы так добивались, — «скайхоки» немедленно повернули в сторону моря; на перехват МиГов устремилось сопровождавшее их звено F-15. Как только об этом узнали на сирийском командном пункте, перехватчикам тут же приказали возвращаться. Свою задачу они выполнили.

Через несколько минут появилась новая группа сирийских самолётов. Чтобы привлечь их, «скайхоки» сделали несколько ложных заходов на цель, а пара F-15 начала демонстративно удаляться на юго-запад.

Есть, кстати, и другая версия, подробно описанная пилотом «Кфира» Шаем Эшелем в интервью журналу ВВС в сентябре 1979 года — согласно ей, целью сирийцев стали возвращавшиеся на высоте 18 километров «фантомы» воздушной разведки. Как всё было на самом деле, сказать сложно. В любом случае, для описания дальнейших событий это не имеет большого значения.

Сирийцы оказались в ловушке — не чувствуя никакой угрозы, МиГи бросились к «Скайхокам» и их сразу перехватила «засадная» группа израильтян.

Тут же были поставлены помехи по каналу наведения МиГов — когда до кого-то на сирийском КП наконец дошло, что происходит, его просто никто не услышал.

МиГи остались один на один с «орлами». Об атаке сирийцы узнали только после того, как мимо них пролетели две «Спэрроу», которые израильские пилоты выпустили буквально наперегонки. Но первая в истории ракетная атака F-15 за пределами видимости провалилась — обе ракеты потеряли цель. Сирийцы, быстро сообразив, что к чему, на форсаже стали уходить назад, в сторону границы. Оба израильских звена бросилась за ними. Сирийцы поняли, что не успевают уйти, — и начался бой.

Точнее, началось избиение.

Первым противника заметил Моше Мельник. Он легко зашёл на шесть часов «своему» МиГу и сбил его ракетой с тепловым наведением, став первым результативным пилотов F-15 в мире. Через несколько секунд взорвался садившийся ему на хвост сирийский МиГ — его сбил четвёртый номер звена Йоэль Фельдшо. На этот раз «Спэрроу» не подвела.

Вскоре над полем боя появилось второе звено F-15 и «кфиров». У израильтян проснулись старые инстинкты пилотов «миражей».

Радар? Ракеты? К чёрту! Пушки и манёвренный ближний бой! 

Через минуту ещё один МиГ был сбит очередью «Гатлинга», а другой — «Сайдвиндером». Что примечательно, израильтяне использовали вообще всё доступное вооружение.

«Монстр из Сент-Луиса»

В результате удачной засады удалось сбить пять сирийских МиГ-21. Поначалу израильтяне заявили шестерых, но вскоре выяснилось, что один из них сумел-таки дотянуть до аэродрома в Ливане.

Вообще, тот бой хорошо иллюстрирует характер израильских лётчиков. Желая стать первым пилотом, сбившим противника на F-15, командир четвёрки «двухвостых» Бенни Цинкер до последнего момента не давал своим товарищам разрешения открыть огонь. Израильтяне не были бы собой, если бы не нашёлся человек, который благополучно проигнорировал приказ командира.

Ракеты Цинкера и Моше Мельника были выпущены одновременно — и обе промахнулись, вызвав у лётчиков бурю неподдельных эмоций.

А самое главное — рисунок этого боя был абсолютно стереотипным для большинства всех последующих столкновений израильтян и сирийцев. Скрытное дежурство на высотах ниже уровня обнаружения сирийских радаров: наведение на цель с использованием наземных постов РЛС или «Хокая» — скрытный заход на цель — постановка помех — атака.

Фото: Дмитрий Жаворонков

В 82-м к этому добавилось ещё и весьма фрагментарное радиолокационное поле сирийцев в Ливане, когда все их основные РЛС с началом войны были достаточно быстро выбиты. Очень часто сирийцы понимали, что что-то пошло не так, только когда в них попадала ракета, а бои заканчивались, толком не успев начаться.

Первое же серьёзное столкновение новых израильских истребителей с прежними сирийскими показало, что соотношение сил в воздухе изменилось. Лихие воздушные схватки МиГов и «миражей» в небе Ближнего Востока навсегда ушли в прошлое, и «старички» из 60-х уступили своё место «монстру из Сент-Луиса». Да и вообще, тогда израильские пилоты очень лаконично характеризовали этот удивительный самолёт: «если он вас видит, вам конец». 

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

2 КОММЕНТАРИИ

  1. уступили своё место «монстру из Сент-Луиса».

    Что за самолёт?

Добавить комментарий