Первая мировая — это окопы, грязь по колено, многомесячные бои с горами трупов за обладание парой деревень с названиями типа Урин сюр Мерде… В общем, груздь, тлн и бзсхднст. Но вот на периферии главного фронта часто происходило кое-что пободрее. У немецкого крейсера «Кёнигсберг» вообще получилась история, как будто её специально для приключенческого романа писали.

«Кёнигсберг» был вполне современным лёгким крейсером и к началу войны успел послужить всего несколько лет. В боях не бывал, и вообще использовался в основном для демонстрации флага — там, яхту кайзера сопроводить, на церемонии красиво по акватории пройти. Когда весной 1914 года его отправили в колонии, тоже никто не думал, что ему придётся воевать. Капитан Макс Лооф думал, что ему предстоит развлекуха в тропиках, так что даже купил себе хорошее охотничье ружьё. Но тут в Сараево меткий сербский юноша показал великую силу короткоствола эрцгерцогу Австрии, и стало ясно, что со дня на день может начаться война. «Кёнигсберг» тусовался в районе немецких колоний на территории нынешней Танзании, в гавани Дар-эс-Салама. В случае чего он мог бы постоять за себя в поединке, но единственный вариант боя, который ему реально светил, — это «ты приходи один, мы тоже придём одни». Разве что — уходить в рейд. Лооф быстро прикинул, что ему делать, набил корабль провиантом и топливом, прихватил с собой торговое судно «Сомали» в роли угольщика, резво стартовал из гавани — и обнаружил себя в обществе сразу трёх британских «одноклассников», вдобавок лучше вооружённых. Война ещё не началась, но что от англичан лучше держаться подальше, немцы уже понимали. На счастье Лоофа, поднялся тропический шквал, и «Кёнигсберг» с «Сомали» нырнули в него. Поймать крейсер сходу не вышло.

Крейсер «Кёнигсберг»

Немцы оторвались, но встал вопрос, что делать дальше. Пятого августа на борту приняли телеграмму — дескать, война началась. Вопрос о том, возвращаться ли в Дар-эс-Салам, даже не стоял — было понятно, что там толпа англичан со здоровенными стволами. Вскоре британцы действительно явились в гавань, утопили пароходики, найденные там, расстреляли порт и удалились с чувством выполненного долга и глубокого удовлетворения. Но, в общем, Лооф и сам понимал, что домой ему нельзя.

Пиратская романтика

Между тем, одиночество «Кёнигсберга» началось с приятного. Навстречу ему попался английский пароход «Винчестер» с характерно английским грузом — тысячами тонн чая. Чай Лооф утопил, а корабельную кассу спас от превратностей войны. Надо сказать, «Винчестер» с грузом был дорогой, он стоил как сам «Кёнигсберг», так что рейдерство себя уже окупило. Но всё только начиналось. Немецкий крейсер ходил дозором вдоль восточного побережья Африки, иский, кого б ещё пожрати, а кроме того, Лооф искал новую гавань. И здесь у него был козырь, о существовании которого англичане просто не знали.

Дело в том, что на тот момент очертания восточных берегов Африки были известны довольно приблизительно. То есть что вот тут океан, а там уже нет, это все знали, но вот с конкретными бухтами, рифами и мелями все обстояло намного сложнее.

Немцы по этой части продвинулись дальше стран Антанты, и у Лоофа на руках имелся бесценный артефакт — подробная карта прибрежной зоны в этих краях.

В частности, он обратил внимание на реку Руфиджи, километрах в 200 южнее Дар-эс-Салама, впадающую в Индийский океан напротив острова с чудным названием Мафия. Эта река, она не то чтоб какая-то огромная, — средний расход воды примерно как у Вислы. Но у неё здоровенная дельта: 65 км в ширину, больших рукавов с дюжину, а некоторые из них ещё и судоходные. Причём берега — это плотные, тянущиеся на много километров во все стороны мангровые джунгли. «Кёнигсберг» — корабль всё-таки не очень крупный, мачту лианами обмотай да сиди себе. Найти его там можно было, только если чётко знать, кого и где ищешь.

Капитан Лооф. Тут он уже после всех приключений

В общем, третьего сентября «Кёнигсберг» и «Сомали» зашли в дельту Руфиджи. Цивилизация там была представлена колониальным таможенным постом на полтора сонных чиновника да деревней с местными неграми. О гостеприимстве говорить особо не приходилось. Плюс много в тени, краска плавится от жары, во внутренних помещениях спать невозможно, но снаружи тоже проблемы — москиты, мелкие агрессивные хищные рыбки… Матросики первое время пытались спасаться от жары купаниями, несмотря на рыбок, но потом одному откусил ногу крокодил, поэтому водные процедуры пришлось свернуть. Аборигены, кстати, изначально считали, что те, кто лезет в Руфиджи купаться, — идиоты.

Лооф времени зря не терял. Крейсеру устроили мелкий ремонт, на выходе из дельты посадили наблюдателей, заодно подремонтировали причал. Пока шли все эти работы, вдоль берега прогулочным ходом прошёл британский крейсер — один из посланных ловить «Кёнигсберг». Лооф и сам собирался нанести супостату визит вежливости. Девятнадцатого сентября немцы вышли в океан.

Их путь лежал к порту Занзибар, севернее Дар-эс-Салама. Там спокойно стоял крейсер «Пегас» — один из трёх, от кого «Кёниг» убегал перед самым началом войны. У «Пегаса» из-за скверного угля засорились топки, и он стоял на «техобслуживании». «Кёнигсберга» капитан Инглз не опасался: методом исключения британцы решили, что раз они его не нашли у побережья, значит, немцы учесали куда-то на восток, в глубину Индийского океана.

Тихим рассветом «Кёниг» прокрался в бухту Занзибара, яко Фредди Крюгер в предутренние сны восьмиклассницы, и открыл огонь.

Позднее рассказывали про геройский бой, как «Пегас» изо всех сил превозмогал, про лейтенанта, которому оторвало ноги, а он только кричал «Мочи козлов!» и умер, отважно куря сигару… Реальность была гораздо прозаичнее.

«Кёнигсберг» разобрался со злосчастным «Пегасом» быстрее, чем Распутин управился бы с Моникой Левински. Ни одного выстрела с британского крейсера сделать не успели, через несколько минут на нем выбросили белый флаг, который немцы просто не разглядели в дыму. Через четверть часа они уходили с тымчуком собственных потерь, а команда «Пегаса» пыталась бороться за живучесть. Впрочем, без малейшего успеха — корабль вскоре перевернулся и утонул совсем. Англичане сделали хорошую мину и подали своей публике героический сюжет, потому что рассказ о том, как британский боевой корабль без единого выстрела поднял белый флаг перед равным по классу противником, — не тот, который хотели бы услышать соотечественники. Но капитан Инглз после этого пердюмонокля был назначен на почётную должность командующего береговой обороной Занзибара и больше не получал под личное командование даже дебаркадера.

«Пегас». Ещё на плаву

Однако теперь перед Лоофом возникли новые затруднения. «Кёнигсберг», как внезапно выяснилось, нуждался в ремонте. Чинить требовалось котёл и клапаны паропровода. Можно было это сделать в Дар-эс-Саламе, но идти туда морем означало совершить утончённое самоубийство — с поломками, да на стаю английских крейсеров, которые теперь рыскали вдоль всего побережья… Выход нашёл капитан-лейтенант Шенфельд. Он до войны был плантатором, и ему пришла самая естественная идея. Немцы мобилизовали несколько сот окрестных негров, соорудили (их же силами) деревянные полозья, запрягли мобилизованных и за месяц оттарабанили нужные агрегаты сначала в Дар-эс-Салам, а потом назад по суше. Сто двадцать километров, между прочим.

Употребив туземцев в работы, Лооф стал было готовить англичанам новые кузели, но те всё-таки показали, что в этой истории они не только фон для клуба весёлых и находчивых кайзеровских корсаров.

На берегу очень тихой реки

Пока негры под разудалое «Арбайтен!» тащат на себе полезные железяки; пока наблюдатели в дельте скучают, звереют от жары и отмахиваются от москитов, пока английские крейсера, неуклонно стервенея, в десятый раз проходят мимо дельты Руфиджи, скользя взглядом по мангровым зарослям, в маленький порт Линди на юге современной Танзании идёт немецкий буксирчик «Президент» под флагом Красного Креста. Но по дороге его встречает крейсер Его Величества «Чатэм». Это Первая мировая, Красный Крест уважают, стачивать капитану зубы напильником никто не собирается. Но обыскать судно — законное право.

Лейтенант Хенсон лениво перебирает бумаги — и тут натыкается на документ, в котором… о, факин шит… значится получение 500 тонн угля крейсером «Кёнигсберг».

Мало того, там указано место погрузки-выгрузки — деревня с неблагозвучным названием Ссалале. Хенсон сделал вид, что ничего особенного не заметил, но название запомнил и спросил у капитана «Президента» судовые карты. На карте он нашёл это самое Ссалале — в дельте Руфиджи. «Президент», когда он не работал госпитальным судном, таскал уголёк для сычующего на Руфиджи Лоофа. Но, как истый немец, капитан «Президента» сохранил все документики-расписочки. Лейтенант Хенсон попрощался с экипажем «Президента» и, стараясь не прыгать и не вопить во всю глотку, помчался на родной «Чатэм».

Немцы в дельте

В начале ноября перед дельтой Руфиджи собралась целая делегация под командой капитана «Чатэма» Сиднея Друри-Лоу, в лице крейсеров «Чатэм», «Веймут» и «Дартмут». Каждый нёс 152-мм пушки, притом что у «Кёнига» главный калибр — 105 мм. Так что даже поодиночке они были сильнее, а уж втроём этот «Плавучий капут» они бы просто растерзали. Но… Э-э… Джентльмены, а как его из дельты-то достать? Загнать в протоки крейсера — это рулетка: так недолго и на мель сесть всей толпой на радость окрестным крокодилам. Десант высадить? Ну, допустим, продерётся он сквозь мангры — и чего? Из револьверов пулять по крейсеру?

Британцы сумели прямо поверх джунглей влепить несколько снарядов в угольщик «Сомали» и утопить его, но «Кёнигсберг» дождался прилива и ушёл чуть глубже. Где среди этих зарослей его было искать, совершенно непонятно. Снаряды летят над джунглями, плюхаются в воду. Недолёт? Перелёт? А хрен пойми, не видно ж ничего. Англичане попробовали втащить в дельту небольшой катер с торпедами на борту, и тут оказалось, что Лооф успел выставить на берегу не только наблюдателей, но и мелкокалиберные орудия: катер подбили. Тогда на «Кёнигсберг» попробовали наслать высокотехнологичные фанерные еропланы. Там на островке неподалёку жил человек по имени Деннис Катлер, у которого было два гидросамолёта. Его мобилизовали вместе с гидропланами, Катлер честно полетел на разведку, несколько раз летал, уханькал один из самолётов, и даже нашёл «Кёнигсберг». Но во время доразведки второй гидроплан сломался прям в воздухе и пошёл на вынужденную. Катлер остался жив, но попал в плен.

Пострадавший самолётик

С одной стороны, немцам в дельте тоже кюхельбекерно и тошно: выйти невозможно, остаётся сидеть, мучиться малярией и рассказывать похабные анекдоты крокодилам. С другой — а что ещё-то надо: три более мощных крейсера стоят снаружи, не занятые ничем кроме криков «Выходи, биться будем!» Это, кстати, я грубо рассказываю, но обмен радиограммами реально был. На Рождество Друри-Лоу отправил радиограмму:

«Крейсеру «Кёнигсберг». Поздравляем с Рождеством. Желаем счастья и всего наилучшего в новом году. Надеемся на скорую встречу». Лооф ответил: «Спасибо. Вам того же. Если кто-то хочет видеть меня, я всегда дома».

Британцы попытались занять посты немцев у входа в дельту, посадили десант на трофейный немецкий буксир, а сам буксир довооружили. Но эта затея кончилась маленькой катастрофой: кораблик получил несколько попаданий, выбросился на мель, десантники попали в плен, а пушки немцы утащили. Англичане привели к Руфиджи броненосец с огромными слонобоями 305-мм калибра — но толку-то. Все равно непонятно, где там «Кёнигсберг» среди проток прячется, попасть в него можно разве что случайно. Одно что фонтаны воды стали получаться более впечатляющими.

Полууспехом закончилась миссия Петера Преториуса. Это знаменитый охотник, который в тех краях бывал и ранее. Британцы использовали его как агента. Преториус оделся туземным торговцем и на лодочке сплавал к «Кёнигсбергу», благо там таких аборигенов было много. Преториус подобрался близко, можно сказать, руками пощупал. Главным его успехом был подслушанный разговор — из него следовало, что на «Кёнигсберге» ждут прорыва к нему угольщика. И это была чистая правда.

Датчане и бразильцы

Немцы всё-таки решили попробовать вытащить «Кёнигсберг» из устья. Главной помехой была нехватка у корабля угля — на «Сомали» утонуло аж 800 тонн. Проблему решили устранить абсолютно шпионско-авантюрным образом. Немцы взяли британский же пароход, который в начале войны оказался в немецком порту и был захвачен, подняли датский флаг, собрали команду из уроженцев Шлезвига, где многие говорят по-датски, документы оформили на датском, уложили в трюм уголь и снаряды, а заодно винтовки и боеприпасы для немецких сухопутчиков, которые в это время геройствовали на африканском континенте, накидали сверху строительного леса и отправили в Африку.

Когда-то в прошлой жизни в Дар-эс-Саламе

Какая досада — радиограмму с «датчанина» перехватила французская радиостанция на Мадагаскаре! В итоге его перехватили и обстреляли. Пароход выбросился на берег. Но удача — тётка рыжая: у крейсера, гнавшегося за фальш-викингами, прямо по дороге вырубилась машина. К тому же немцы имитировали пожар — подожгли деревяшки, наваленные на палубе. Так что англичане решили, что всё — можно рапортовать об успехе, и кое-как уковыляли на оставшемся «движке». Когда немцы поняли, что британцы уходят, они бросились тушить брёвна и в итоге спасли значительную часть груза. Но 1600 тонн угля для «Кёнигсберга» уже никуда не прибыли.

Между тем на дворе давно стоял 1915 год. Осада дельты Руфиджи затягивалась просто до неприличия.

И тут англичане наконец придумали, как им добыть «Кёнигсберг».

До войны в Британии строилось несколько речных мониторов. Их у островитян заказала Бразилия, у которой внутри — циклопическая Амазонка. Но по дороге бразильцы не осилили оплачивать достройку, так что мониторы купило правительство Британии. Их назвали «Мёрси» и «Северн». Кораблики были не очень мореходные, но вот с вооружением все было окей, и ещё лучше — 152-мм пушки в качестве основного довода. Но что с ними делать в Европе, было не очень понятно. Теперь вот им придумали задачу. Кроме «речных броненосцев» послали новые самолёты-корректировщики.

Собственно, один из мониторов — «Мёрси»

Противопоставить им Лооф ничего толком не мог, разве что пристреляться к наиболее вероятным местам появления супостата. Тащить мониторы к Руфиджи пришлось долго, так что финальный штурм дельты начался только шестого июля 1915 года. Да-да, с момента начала войны прошло 11 месяцев.

Мониторы медленно входили в дельту. Их прикрывали крейсеры, сверху вели наблюдение гидропланы. Лооф опять всех переиграл — в «Мёрси» один за другим прилетели два снаряда. Мониторы вели огонь в ответ, но в итоге день остался за немцами. Атака сорвалась, но 11-го числа её повторили. «Кёнигсберг» опять положил снаряд в многострадальный монитор, но на сей раз корректировка с воздуха дала результаты — «Северн» всё-таки попал по «Кёнигсбергу».

Теперь уже было больно: 152 миллиметра — это 152 миллиметра.

Особенно когда их наводят с воздуха. «Северн» 12 раз выстрелил и восемь раз попал. Героем дня был, конечно, пилот гидроплана — лейтенант с хорошей фамилией Килл. Под конец его сбили — пилот рухнул прямо в воды Руфиджи. Тут бы ему и карачун пришёл от зубьев местной фауны, но к тому моменту все крокодилы поразбежались, а кто посмелее, тех уже контузило так, что они думали не о еде.

Между тем на «Кёнигсберге» стало ясно, что можно заканчивать. Более 30 убитых, рухнула труба, большинство орудий выведено из строя, начался пожар. Лооф скомандовал закладывать бомбу под собственные торпеды и уходить. Экипаж покинул корабль. Затем грянул взрыв.

Правда, глубина была небольшой. «Кёнигсберг» осел на дно, оставшиеся трубы, мачты и надстройка торчали сверху. Более того, во время отлива немцы вернулись на корабль, и смогли демонтировать ещё пригодные к стрельбе орудия.

Англичане этому не препятствовали. Удостоверившись, что «Кёнигсберг» больше никуда не поплывёт, они отправились восвояси. Так что команда смогла в порядке отступить в леса и позже присоединилась к немецким сухопутным войскам на континенте вместе с пушками, к которым приделали колёса. Это, впрочем, уже другая история.

Позднее остов «Кёнигсберга» выкупил бывший капитан британского крейсера «Пегас». Того самого, утопленного. Он уволок себе какие-то детали с «Кёнига», но это не самая интригующая часть. Дело в том, что (тут я снимаю с себя ответственность за достоверность истории — может, и байка) оказалась невыясненной судьба корабельных касс «Кёнигсберга» и захваченного им ранее чаевоза «Винчестер». А много лет спустя на месте гибели крейсера побывал зять Лоофа (сам капитан прожил долгую жизнь и умер уже в 50-е), вероятно как раз с целью откопать клад… Эта история, конечно, скорее в духе приключенческих романов, — но не более, чем и вся эпопея «Кёнигсберга».

Понравилась статья? Бойцовым Котам нужны патроны - поддержи нас на Patreon! ^_^

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Да, история “Кенигсберга” была… забавной) Главным образом, как его пытались выковырять)

  2. Действительно захватывающая история. Правду говорят, жизнь порой круче любых книжек (:

  3. Спасибо за историю, подробности не знал. С возвращением!

  4. Спасибо, Евгений! Историю Кенигсберга знал, но так, как Вы рассказали – это прямо готовый сценарий блокбастера.

  5. Интересно, как бритты тащили речные мониторы через океан. Высота борта, судя по фото – как у речного трамвайчика на Неве.

Добавить комментарий